За последний год, что в Украине существует институт суда присяжных, прошло только шесть заседаний с их участием. Не последнюю роль играют и сами судьи, которые категорически против введения этой западной практики, так как она мешает их личному заработку — выносить решения в пользу того человека, кто дал больше денег.
Регионы обречены
«Институт суда присяжных — это прекрасная система, которая может свести коррупцию в судах к нулю. И именно по этой причине сами судьи так в ней не заинтересованы, — рассказал „Взгляду“ юрист Николай Филиппов. — Схема судейских взяток формировалась годами и приносит хороший левый заработок, от которого они не могут отказаться».
По словам юриста, в небольших городах коррупционная схема, в которой участвуют судьи, прокуратура и милиция, работает настолько хорошо, что судьи не боятся брать взятки прямо в зале суда или на крайний случай в своих кабинетах. Даже если кому-то в голову и придет пожаловаться на творящийся беспредел, то жаловаться попросту некому: все друг друга прикроют. Добиться справедливости в районных региональных судах, увы, практически невозможно.
«В столице схема передачи взятки немного иная, — продолжает Филиппов. — Так просто деньги в кабинете на стол судьи не положишь. Тут вся ответственность возложена на секретарей и судейских помощников».
В Киеве коррупционная схема состоит из многих элементов. Для начала нужно выйти на доверенное лицо самого судьи. Это может быть его помощник, секретарь и даже адвокат. Они порекомендуют прикормленную юридическую фирму — посредника, которая со стопроцентной гарантией сможет решить любую сложную ситуацию и озвучит «прейскурант». Далее, по длинной цепочке, которую почти невозможно проследить, деньги попадают к судье. А каждый участник сделки получает свой процент.
Если же дело настолько серьезное, что «помощь» в нем исчисляется сотнями тысяч долларов, то юридическая фирма переводит деньги в оффшорную зону на счет какого-нибудь дальнего судейского родственника.
Но бывают и такие ситуации, когда не спасают и деньги. Судья может принять взятку, а потом «передумать», объяснив это тем, что ему позвонили очень серьезные люди, в интересах которых вопрос должен быть решен в иную сторону.
«Такие ситуации бывают, но крайне редко. Обычно судья не рискнет так кинуть, боясь огласки», — говорит юрист.
Доходное место
За хлебное место судьи придется побороться, просто так оно никому не достанется.
«По негласным расценкам место судьи стоит от 30 до 50 тысяч долларов. Все зависит от того, где именно он будет „вершить правосудие“, — продолжает Николай Филиппов. — В областных районных судах стать судьей дешевле, можно и за 20 тысяч, а вот место в районном суде столицы обойдется минимум в 50 тысяч».
Должности еще повыше уже не получить без серьезной протекции.
«Судью могут лоббировать на должность представители властных структур или крупные бизнесмены, чтобы в обмен на это получить своего карманного вершителя правосудия», — поясняет Филиппов.
Сотрудники МВД и работники прокуратуры окажутся за решеткой в исключительных случаях. Судьи всеми силами постараются отмазать их от тюрьмы, действуя по схеме обоюдного рукопожатия. Суды прикрывают силовиков в обмен на свою неприкосновенность.
Прайс на приговор
Купить у судьи приговор стоит от пяти тысяч долларов до нескольких сотен тысяч.
«Все зависит от тяжести вопроса и какой резонанс может приобрести дело, — продолжает Николай Филиппов. — Если дело становится громким, то первоначальные пять тысяч могут перерасти и в пятнадцать. Гражданские дела можно и вовсе решить за пару тысяч долларов, а споры о признании права собственности исчисляются уже в миллионах. Как правило, такие прибыльные дела берется решать Высший хозяйственный суд. К примеру, застройщик хочет незаконно возвести очередную высотку. Нет ничего проще, чем купить судейское решение за пару миллионов и при этом сэкономить себе миллиард. Очень редко, когда дела доходят до Верховного суда, да и в основном они имеют политическую подоплеку».
Судейской коррупции посодействовал и новый Уголовный процессуальный кодекс, который наделил судей дополнительными полномочиями. Судья теперь может заявить, что собранных доказательств вины подсудимого недостаточно, и на этом основании закрыть дело, даже если человек виновен.
МНЕНИЕ СУДЬИ: Все честные, пока не освоились
Так повелось, что судьи не комментируют собственную деятельность. Они вообще неохотно откровенничают с прессой. Сказывается закрытость этой категории, а также судейская этика, которая не одобряет публичную оценку решений коллег.
И все же взгляду удалось разговорить судью одного из районных судов Харьковской области. Правда, своего имени и должности он просил не называть.
— В судейской системе не все так просто, — рассказал наш источник. — На пост районного судьи успешно сдают экзамены и получают мантии 20–30 процентов кандидатов без блата и толстого кошелька. А вот в хозяйственные и административные суды попадают только «свои» — или по очень влиятельному знакомству или же за очень большие деньги (20–100 тысяч долларов). Когда я сам сдавал экзамены, передо мной была одна из претенденток на пост судьи в хозяйственный суд, как говорится, с улицы. Девушке не задали ни одного вопроса и сказали, что она не подходит. Первые годы после назначения на должность судьи кристально честны. Опасаясь проверок, денег не берут, выносят решения и приговоры по закону. Должно пройти несколько лет, чтобы укрепиться в должности, обзавестись связями. Сейчас моя зарплата составляет 11 тысяч гривен. Конечно, мало, но тут ведь выбор: довольствоваться малым или потерять все. Любой судья понимает риск, поэтому судьи в большинстве своем категорически отказываются от подарков, сувениров и небольших подношений на 5–10 тысяч. А вот над более крупными суммами могут и подумать. Все зависит от обстоятельств.