Основатель нового направления в живописи – тральфреализма – Валерий Голейко уже 13 лет живет без электричества. Отказался, чтобы доказать: человек может прожить без экологически опасных атомных электростанций. А потом втянулся. Считает, что стал лучше себя чувствовать. А еще, что без новостей по ТВ стал ощущать новости интуитивно.
Затянувшийся эксперимент
В квартире Валерия Голейко нет лампочек в люстрах. На тумбочках расставлены свечи. Все они из разных стран. Друзья, зная особенность Валерия, в качестве подарков привозят ему свечи пачками. В коридоре стоит новый электрический счетчик. Его трижды меняли мастера из ЖЭКа. Сначала думали, что сломался, потом искали «жучки», которые крутят колесико в обратную сторону. Никто не верил, что человек может несколько лет жить без света.
– На самом деле я хотел проверить, смогу ли я выдержать месяц без электричества, – говорит Валерий. – Это было в конце 1999 года, когда все говорили о всемирном сбое компьютеров и о конце света. Я считаю, что самые большие проблемы люди создают себе сами. Придумали искусственную потребность в электричестве и маются теперь с опасными атомными станциями. Я решил доказать, что без света прожить можно. Эксперимент начал 1 января 2000 года. Прожил так месяц и втянулся.
Из-за отказа от электричества у Валерия полностью поменялся режим дня. Долго работать при свечах тяжело, поэтому пришлось подстроиться под солнце: вставать с рассветом и ложиться на закате. К тому же жить при свечах оказалось намного дороже, чем с электричеством. Так пришлось себя ограничить даже в искусственном свете. Что же до еды, так зимой продукты можно держать на балконе, а летом – переходить на вегетарианскую диету и каждый день готовить свежее.
– Благодаря этому стал чувствовать себя намного лучше. Заметил, если зимой спать всю ночь, а она по 14 часов длится, то летом в короткую ночь за 3-4 часа нормально высыпаешься.
Несмотря на отсутствие электричества, Валерий всегда на связи, у него есть ноутбук и интернет, он часто общается с друзьями по скайпу. Такая роскошь никак не влияет на его убеждение не пользоваться электричеством, производимым на электростанциях. Дело в том, что пару лет назад друзья подарили ему военные солнечные батареи БСП-1. Их хватает для зарядки мобильного и работы на ноутбуке.
– Летом могу даже фильмы смотреть, батарея за пару часов полностью заряжается. А зимой в хмурый день только на один разговор по скайпу хватает. Для телефона всегда ношу с собой динамо-машину. Если мобильный разрядился, я подключаю его к моторчику и пару минут кручу ручку. Полученной энергии хватает, чтобы перезвонить и сказать, где я нахожусь. Полностью зарядить батарею таким способом не удавалось, слишком долго надо крутить моторчик.
Новости из воздуха
Единственным неудобством поначалу было отсутствие информации. Ведь телевизор без электричества тоже не работал. Чтобы не было соблазна его включать, Валерий разрисовал экран масляными красками. Говорит, что «ящик» вполне рабочий.
– Впервые почувствовал информационную изоляцию в сентябре 2001 года, когда упали башни-близнецы в Америке. Я тогда ехал в маршрутке и недоумевал, о чем люди говорят. Но со временем ко мне пришло умение получать информацию из пространства. О цунами и аварии на атомной станции Фукусима я узнал практически в тот же момент, когда это случилось. 11 марта 2011 года я работал, и вдруг захотелось на новом холсте нарисовать свои воспоминания о японской горе Фудзияме. Сам не понимал, почему рисую над ней черные облака и чувствую тревогу. На следующий день друзья рассказали, что в Японии случилось землетрясение, авария на АЭС.
Подобные же необъяснимые предчувствия у Валерия бывают перед телефонными звонками. Он вдруг берет в руки мобильный за пару минут до того, как кто-то позвонит. Или чувствует надвигающиеся радостные или печальные события. Такой вот вариант ясновидения.
– В восьмидесятых годах я думал, что изобрел новую технику рисования без кисточек. Я разбрызгивал краски по холсту. Один мой друг зашел ко мне, когда было готово несколько таких работ, и удивлено уставился на меня. «Это же Джексон Поллок!» Я тогда еще не знал многих художников, так как образование получил музыкальное, а рисовать начал исключительно по настоянию друзей. Когда нашел статью о Джексоне Поллоке, то больше всего удивился дате его смерти – 11 августа 1956 года. Это моя дата рождения. Я ни на что не претендую. Просто я верю в переселение душ.
Что такое тральфреализм
Слово «тральф» произошло от сокращения «трансформация реальности». Направление это вместе с Валерием Голейко тридцать лет создавали два художника: Алексей Бреус и Татьяна Чеброва.
Смысл тральфа — отражать внутреннее пространство человека как составляющую часть Вселенной. Яркие, символические образы в тральфреализме всегда несут позитивный заряд, поэтому его приверженцы уверены в лечебном эффекте своих работ.
У этого направления множество приверженцев по всему миру.
Странствующий художник меняет картины на нужные вещи
Художник-путешественник из Воронежа Сергей Боловин отказался от денег. Он более двух лет меняет свои картины на все необходимое для жизни. Такая идея пришла ему в голову в Шанхае. Снял квартиру, в которой не оказалось ни посуды, ни белья. Денег купить все необходимое тоже не хватало. Тогда он предложил женщине, которая съезжала из соседней квартиры, обменять вещи на картины.
— У нее было много того, что понадобилось мне, а ей понравились мои картины. После этого я при каждой возможности начал менять картины на нужные мне предметы — проездной билет, ужин, одежду, краски. Со временем решил вовсе отказаться от использования денег. И понял, что это сделало меня добрее и общительнее.
Сейчас Сергей как раз совершает кругосветное путешествие без денег. В дороге принципиально расплачивается исключительно своими работами. Рисует портреты людей, но не продает их, а меняет на вещи.