Художник из Винницы Александр Пелешко работает в очень необычной старинной технике — энкаустике. Свои картины он рисует с помощью мелков и обычного утюга. Картины получаются неординарными, а благодаря нескольким слоям расплавленного воска — еще и объемными. Сам Александр называет свои работы 3D-картинами.
Преимущество энкаустики в том, что восковые краски практически вечны. Они могут храниться на холстах веками и не выцветать. Вот только техника довольно трудоемкая: здесь и краски нужны специфические, и мастер должен быть не ленивым, ведь для каждого штришка воск нужно растопить и, пока он не остыл, быстро выстроить изображение.
В эпоху Возрождения об энкаустике начали забывать. Обычные краски оказались дешевле, доступнее, да и рисовать ими куда легче. Впрочем, кое-где энкаустика еще осталась. Так, знаменитое украинское писанкарство можно смело отнести к энкаустике.
Студентка научила
Александр Пелешко — преподаватель графического дизайна в Винницком колледже. Впервые об энкаустике он услышал от своей ученицы Светланы, и техника его очень заинтересовала. А когда в магазине увидел восковые мелки, то понял, что просто обязан попробовать.
— Пришел домой, взял обычный советский утюг и стал на нем же плавить воск, а затем наносить на бумагу, — вспоминает Александр.
На первый пейзаж ушло где-то минут 15. Благо, до этого мастер рисовал и обычными карандашами и красками, так что опыта ему не занимать. С тех пор уже год Александр Пелешко рисует утюгом.
В арсенале у него целых два утюга: один советский, второй — современный, маленький. Это чтобы легче было водить по холсту, ведь после того, как воск на утюге расплавился, рисовать приходится быстро и одним только кончиком утюга.
Сейчас в коллекции Пелешко уже 30 работ, сделанных в технике энкаустики. Цены на картины не очень высоки: одна работа стоит от 200 до 500 гривен в зависимости от размера
Палитра цветов у мелков невелика: их всего восемь, приходится комбинировать. Особенно остро чувствуется нехватка белого цвета: в Украине чистый белый воск не продают.
— Зато он есть в Германии, — говорит Александр Пелешко. — Жена ездит к нашим детям, а мне в подарок привозит наборы восковых мелков, потому что знает: там есть белый цвет.
Живописный эффект от таких картин очень впечатляет.
— Вот задумал образ, сделал эскиз или зарисовку, начинаешь наносить воск утюгом. Из-за того, что один слой краски просвечивает из-под другого, эффект получается поразительный, — рассказывает художник. — Застывает воск рельефно. Достаточно протереть застывший воск обычной салфеткой, и тусклые краски начинают буквально сиять.
Сейчас в коллекции Пелешко уже 30 работ, сделанных в технике энкаустики. Что-то оставил себе, что-то подарил, а что-то и купили. Цены на картины художник назначает самые минимальные: одна работа будет стоить от 200 до 500 гривен в зависимости от размера.
Чудо из воска
— В последнее время увлекся библейской тематикой, — делится Александр. — Нарисовал картину «Вечер на Галилейском море». На ней Иисус Христос ведет учеников, и немного позади идет Иуда — я специально его в темном свете изобразил, чтобы подчеркнуть персонажа. А перед этим рисовал «Побег из Вифлеема».
У Пелешко много фольклорных работ и пейзажей. А ко дню рождения Тараса Шевченко и к выставке в Центре народного творчества Александр планирует сделать несколько картин на шевченковскую тематику — по мотивам его произведений.
— Приходится пробовать разные приемы, — говорит Пелешко. — Самое трудное — это изображать образы животных и людей с помощью утюга. Вот только представьте: грубый утюг выписывает человеческие черты — нос, глаза, шею. Но я уже наловчился. Работаю исключительно кончиком утюга. А со временем даже понял, что растопленный воск нужно немного толкать по холсту. Также тяжело изображать вторые и третьи планы, например, небо. Когда сначала смотришь на свою работу, даже четкости не видишь. Краски словно в движении, но потом, когда воск застывает, образуются рельефы и все встает на свои места.
Главный критик и муза Александра Пелешко — его супруга Лариса. Она хоть и инженер по образованию, но натура очень творческая. И стихи пишет, и прекрасное тонко чувствует.
— Я без ее совета и своих утюгов никуда, — улыбается Александр Пелешко.
Дело техники
Техника энкаустики известна с I–III веков. Ею с успехом пользовались в Древнем Египте, Греции, а позже и на Руси. Суть ее проста: воск наносился на специальную лопатку, которую художник подогревал, а потом в несколько слоев наносил растаявший материал на поверхность. Кстати, икона Христос Пантократор VII века из Синайского монастыря Святой Екатерины в Египте, признанная древнейшим изображением Христа, сделана именно таким способом.