Тернопольский художник Сергей Кузнецов создает необыкновенные скульптуры из... мусора. Да такие, что ими уже интересуются коллекционеры из Японии. Однако Сергей не гонится за пышными выставками и презентациями для своих работ.
«Я хотел воплотить свою детскую мечту – делать такие скульптуры, чтобы их могли потрогать руками все желающие, – рассказал „Взгляду“ Сергей. – Ведь у каждого мальчишки руки чесались в музее хотя бы разок, но таки дотронуться до каждого экспоната. Но нас отделяли то заборы, то витрины, то заградительные ленты».
Оживший комикс
Художник спит всего по два-три часа в сутки. И чаще всего днем.
«Вдохновение ко мне приходит, как правило, ночью, – говорит Кузнецов. – Когда приходит идея, самое важное – это максимально быстро воплотить ее. Так было и с моими первыми скульптурами. Я вовсе не планировал создавать каких-то химер или фантастических роботов. Но уже не первый год работаю над эпическим комиксом. Один из героев в нем – известный всем милиционер Дядя Степа. А еще я с юных лет увлекаюсь фантастикой, постоянно придумываю многие истории, которые переписываю и перерисовываю по многу раз. И вот в процессе у меня возникла идея, как бы «оживить» своих персонажей. Так я со своим племянником сконструировал глазастого робота, которого назвали Дядей Степой».
Сергей рассказывает, что детали к скульптуре «Степы» достал у своего друга – владельца компьютерного клуба.
«У него в кладовке пылились кучи отработанных запчастей от компьютеров, – вспоминает Кузнецов. – Самое сложное было сделать роботу позвоночник – выручили два десятка сломанных „мышек“, а уж потом работа быстро пошла».
Семейный робот
Собирали «Дядю Степу» очень быстро. Дверные глазки превратились в глаза, из системных блоков собрали туловище. Как только андроид был готов – сразу же отправился на рок-фестиваль «Форт миссия». Там он был одним из участников творческой инсталляции. Затем «жил» несколько лет в барах Тернополя. Но сейчас он занимает свое почетное место на детской площадке.
Однажды у него отломали и украли руку. Но это Сергея не расстроило.
«Если что-то воруют, я не злюсь. Даже рад. Ведь кому-то это понадобилось, и у меня есть стимул продолжать свое творчество, – говорит художник. – Теперь у „Степы“ появилась семья – робожена и дети. Правда, расширять семью пока не планирую, но всякое может быть. Хотя тещу своему первенцу точно создавать не буду».
Позвоночник Дяди Степы сделан из компьютерных мышек
«Калашников» из «Зингера»
На жизнь Сергей Кузнецов зарабатывает оформлением баров и ресторанов – от мусорных скульптур особых прибылей нет. Хотя уже два очень оригинальных динозавра скоро поедут в Японию.
«Я не намерен зарабатывать на своих персонажах – мне интересна реакция людей. Особенно детей, как они радуются от увиденного, – говорит художник. – Я всегда радуюсь, когда вижу малышей возле своего Дяди Степы. Я ведь вижу, как у них горят глаза от восторга. Для меня это лучше вознаграждений и выставок».
Работает Сергей Кузнецов в стиле стимпанк и джанк-арт, под лозунгом «Мусора не существует!» И его работы подтверждают это: из старой швейной машинки «Зингер» собрал одного из динозавров, козла и автомат Калашникова.
«Покупаю только материалы для сборки – шурупы, клей, проволоку. Все остальное валяется практически под ногами – достаточно лишь поднять», – говорит Сергей Кузнецов.