Харьковчанин Артем Яроха создал у себя дома настоящую железнодорожную империю. Его коллекция поездов сегодня считается одной из лучших в Украине, хотя сам собиратель так не думает. Пока что большинство экземпляров коллекции хранится в коробках и шкафах, но в скором времени Артем планирует создать для своего подвижного состава макет, который будет равен по площади однокомнатной квартире.
Двойная мечта
35-летний Артем Яроха с детства мечтал работать на железной дороге. Сейчас помощник машиниста может смело заявить, что его мечта сбылась вдвойне: поезда окружают харьковчанина не только на службе, но и дома. Коллекция Артема уже насчитывает около 200 вагонов и локомотивов. А началось все, как и у многих, из детского увлечения.
«Когда я был маленьким, мне подарили первую игрушечную железную дорогу, которую я благополучно угробил. Однако в подростковом возрасте начал собирать заново. И вот уже 15 лет серьезно занимаюсь коллекционированием», – рассказывает помощник машиниста.
В коллекции Артема всего один украинский состав, чуть больше – советских. К примеру, модель поезда ДР-1 – это последний экземпляр, который сошел с конвейера завода-изготовителя – очень ценная вещь. Однако основу коллекции составляют европейские модели. Большинство из них изготовлены в Германии и Австрии.
«Отечественного подвижного состава мне хватает и на работе, – говорит Яроха. – Увидеть воочию европейские поезда не всегда есть возможность, зато модели полностью соответствуют оригиналу».
Недешевое хобби
Самому старому поезду из коллекции харьковчанина – около 50 лет. Однако такие модели – редкость, найти их можно разве что у других коллекционеров.
«По барахолкам ходить нет смысла – там можно найти лишь разбитый мусор. Иногда экспонаты приходится реставрировать, но как показала практика, лучше купить новую заводскую модель, ведь некоторые вещи не подлежат восстановлению», – сетует коллекционер.
Как и любое хобби, коллекционирование поездов требует определенных вложений. Самый дешевый вагон для самостоятельной сборки обойдется в 165 гривен, стартовый набор (круг рельсов, блок питания, локомотив и три вагона) – от тысячи. Впрочем, за хороший локомотив придется выложить и больше двух тысяч.
«Дальше – насколько хватает финансов и фантазии. Если увлечься, то можно и компьютер подключить, и камеру, сделать полноценный симулятор с возможностью наблюдать за движением состава из кабины машиниста, – говорит Яроха. – Можно купить или сделать самостоятельно дома, фигуры людей, деревья, подключить семафоры и шлагбаумы – предела нет».
В скором времени Артем планирует взяться за создание макета площадью… 35 квадратных метров! По задумке он должен занять весь чердак.
«У нас на эту тему идет война с женой, но пока что я побеждаю, – хитро улыбается харьковчанин. – Эта работа требует хорошей подготовки, нужно обеспечить необходимый микроклимат, ведь из-за перепадов температуры макет может испортиться. К сожалению, у меня уже был такой случай».
Паровозы лучше пива
А пока что большая часть коллекции хранится в коробках. И лишь некоторые модели выставлены в специальном шкафу.
«Нужно собрать еще три таких же, чтобы поместить все», – говорит Артем.
Любовь мужчины к поездам переняла и 5-летняя дочь коллекционера: она обожает запускать с папой составы. Впрочем, взрослые люди от «детского» хобби приходят в не меньший восторг.
«Как-то к нам пришли друзья моего отца, и я для них запустил железную дорогу, включил семафоры. В результате мы больше часа не могли выгнать из комнаты несколько 50-летних мужичков, – смеется коллекционер. – Мне иногда приходится слышать, что я не вышел из детства. Таким людям я обычно отвечаю, что это они в него не зашли. Люди тратят большие деньги на рыбалку, выбрасывают их на сигареты и пиво – так чем хуже паровозы?»