В политическом мире Украина хочет быть в Евросоюзе. И ЕС, вроде бы, хочет видеть Украину у себя. А вот в футболе ситуация абсолютно противоположная: игроков с украинским паспортом в странах Западной Европы не жалуют, да и оттуда сюда футболисты особо не едут, несмотря на большую зарплату и более мягкие налоги.
Хорватско-румынское нашествие
В заявке клубов Премьер-лиги на этот сезон – 49 футболистов из стран ЕС. Это примерно треть общего количества легионеров. Казалось бы, немало, но большинство из них представляют две страны, из которых футболисты ехали к нам и год назад, и пять лет, и пятнадцать. То есть независимо от того, входили их страны в Евросоюз или нет. Это Хорватия и Румыния, которые отрядили в наш чемпионат 17 человек.
Число «49» взято не по формальному пункту графы «гражданство» в заявке клубов на сайте Премьер-лиги, а по реальной принадлежности к той или иной стране. К примеру, динамовец Юнес Беланда заявлен как гражданин Франции, поскольку имеет два паспорта, но так как он выступает за сборную Марокко, то в списке из четырех французских игроков он отсутствует.
Точно так же и с остальными футболистами, имеющими два паспорта. Тьяго Шумахер («Волынь», Бразилия/Италия), Эрик Матуку («Волынь», Камерун/Бельгия), Данило («Металлург» Д, Бразилия/Бельгия), Пабло Фонтанельо («Черноморец», Аргентина/Италия) в нашем чемпионате заявлены под своим вторым паспортом, хотя родились и выросли в стране, которая значится первой. В то же время есть такой футболист, как бразилец Эдуардо из «Шахтера», который давно сменил гражданство на хорватское и выступает за сборную этой страны. В общем, как Эдмар из «Металлиста».
Одинокий скандинав
Продолжая тему о популярности нашего чемпионата у игроков из ЕС, показательны цифры без учета Хорватии и Румынии. После французов, которых у нас четверо, идут представители двух стран, серьезно пострадавших от финансового кризиса, – Греции и Португалии, а также Чехии (три игрока от каждой страны). По два футболиста отдали в украинскую Премьер-лигу Австрия и Нидерланды, а еще 12 человек являются единственными представителями своей страны в нашем футболе.
В большинстве из них внутренний чемпионат неконкурентоспособен в Европе, в нем крутятся не очень большие деньги, однако сборные этих стран – приблизительно на одном уровне с нашей национальной командой. И все-таки они охотнее едут на запад, а не на восток.
Из соседних Польши и Болгарии у нас играют лишь старожилы Премьер-лиги Мариуш Левандовски и Велизар Димитров («Севастополь» и «Металлург» Д соответственно). Из Швеции, и то транзитом через турецкий «Бурсаспор», в «Таврию» попал Густав Свенссон. В этой скандинавской стране внутренний чемпионат достаточно слабый, и для тамошних клубов успешным является даже выход в групповой этап ЛЕ, но при этом сборная как минимум не слабее украинской, потому что практически все сильнейшие футболисты выступают за рубежом. Тем не менее Свенссон в нашем чемпионате – первый и единственный швед.
Свой среди своих
Практика показывает, что найти хорошего футболиста и уговорить его переехать в Украину можно и в не очень футбольных странах. В «Арсенале» выступает (или, правильнее сказать, выступал?) добротный финский защитник Вели Лампи. В «Карпатах» на хорошем счету эстонский форвард Сергей Зенев, а одним из ключевых игроков донецкого «Металлурга» является киприот Константинос Макридис.
Есть у нас испанец (Лоренцо Риера, «Черноморец»), итальянец (Алессандро Падовани, «Волынь») и даже немец, хотя и с самыми что ни на есть украинскими корнями – Денис Причиненко. Его отец Сергей – бывший футболист, брат-близнец одного из лучших игроков «Таврии» всех времен Владимира Причиненко. В конце 1980-х их семья переехала в Германию, там и родился Денис. До недавнего времени у него было два паспорта, но из-за наших законов от одного пришлось отказаться, и выбор был сделан в пользу немецкого. Таким образом, за «Севастополь» Денис Причиненко заявлен как гражданин Германии.
Можно сказать, что в небольшом количестве футболистов-евросоюзовцев в Украине «виноваты» обе стороны: они к нам опасаются ехать из-за реалий Восточной Европы, а нашим клубам проще поискать игроков в Бразилии или Аргентине, чем торговаться с евроклубами или отправлять скаутов в турне по холодным Скандинавским странам.