21:50

вторник,
05 ноября

Публикации Країна Надзвичайні події

Трагедия в Марганце: три года спустя

11.10.2013 / 09:33
Трагедия в Марганце: три года спустя
Страшная авария продолжает собирать кровавую жатву

12 октября 2010 года на 116-м километре участка Приднепровской железной дороги Никополь–Марганец локомотив поезда врезался в автобус «Эталон». Погибло 45 человек, в том числе водитель «Эталона» Николай Гречко. Выжили 8 человек, но остались инвалидами. Та авария была самой крупной за время независимости Украины.

Стокгольмский синдром

Спустя почти 3 года, 4 сентября 2013-го, Марганецкий горсуд дал 5 лет тюрьмы владельцу автобуса Илье Ивасенко, хотя, согласно приговору, столкновение произошло по вине водителя Николая Гречко. Прокуратура Днепропетровской области посчитала наказание недостаточным и планирует подавать апелляцию. Но произошло невероятное: родственники пострадавших в аварии людей встали на защиту осужденного и потребовали не лишать его свободы. Письменную просьбу освободить Илью Ивасенко подписали более 20 человек – все, кто пришел на суд. Судье пришлось изменить меру пресечения и отпустить хозяина АТП под подписку о невыезде.

«Человек ни в чем не виноват, – говорит муж женщины, выжившей в аварии, Юрий Фролович. – Его сажают на 5 лет за то, что не успел как следует оформить водителя на работу. Думаю, его хотят сделать виноватым, чтобы не платить пострадавшим компенсацию. Мы же считаем, что в аварии виновата „Укрзализныця“ – не оборудовала переезд должным образом!»

Когда-то на месте переезда была будка, в которой круглосуточно находился дежурный. С обеих сторон дорогу преграждал шлагбаум. Со временем железную дорогу расширили, вместо одной пары рельсов стало две – в обе стороны. Тогда же будку с дежурным в целях экономии убрали.

«А оставили нам один сломанный семафор, – говорит племянница погибшей на переезде Ларисы Карповой Юлия Крейдич. – Он мог часами звенеть. Люди сами водителю говорили: поезжайте, этот сигнал может полдня проезд запрещать. Если бы на переезде был дежурный, трагедии не случилось бы».

Илья Ивасенко находится на свободе до решения апелляционного суда. Этим он обязан родственникам пострадавших.

«Время расставило все по своим местам: люди поняли, что не я виноват в этой ужасной трагедии, – говорит Илья. – Сразу после аварии я вынужден был бежать за границу – боялся расправы, потому что мне звонили и угрожали. Позже человек, который угрожал, передавал свои извинения. Сейчас случайные люди высказывают мне сочувствие, они в шоке от нашего правосудия».

Илью Ивасенко родственники погибших считают невиновным

Назначили виновным

Владельца автобуса обвиняют в том, что он нарушил закон об охране труда, допустив на работу водителя без трудового договора, не провел с ним инструктажа по пожарной безопасности и первой медицинской помощи. Илья якобы не учел того, что водитель был лишен права управления автомобилем на год и имел просроченную медсправку.

«Этот рейс проверялся особенно тщательно всеми службами, потому что он был льготным, – говорит Илья. – Деньги за проезд льготников мне выделяли из бюджета. Поэтому водителя каждое утро инспектировали все: медики, техслужба, инспектора ГАИ. Он был самым профессиональным среди моих сотрудников. Да, я не успел его оформить на работу, но все остальные документы у него были в порядке – и медицинская справка, и права. Но когда случилась авария, чиновники нашли кучу нарушений. Почему же они их раньше не видели? Дело в страховой компании – она просто не хочет платить компенсацию пострадавшим, поэтому заинтересована в поиске любых нарушений».

Государство выплатило компенсацию в 100 тыс. грн семьям, которые потеряли родственников, и всем выжившим. Страховая, обслуживавшая автобус Ивасенко, лишь некоторым оплатила установку памятников, большинство же пострадавших никаких денег от страховщиков не получили. «Представители фирмы „ТАС“ нам сразу заявили: можете никаких заявлений не писать, все равно ничего не получите, – рассказывает Алла Келембек, у которой в аварии погиб отец. – Говорят, что застраховано было только транспортное средство, которое может пострадать в аварии из-за автобуса. В нашем случае компенсацию должны получить хозяева локомотива, а не пострадавшие люди. Нашли в страховом полисе какие-то недочеты. Нам сказали, что эта фирма принадлежит семье Тигипко, так что добиться чего-то будет очень сложно».

Но кое-кому материальную помощь страховщики все же выдали.

«Моя жена осталась после аварии лежачим инвалидом, – говорит Юрий Фролович. – Я только через год узнал от людей, что можно было для нее путевку в санаторий выпросить у страховщиков. Если бы раньше реабилитацию начали, результаты были бы лучше. Другим людям на памятники по 15 тысяч дали. А кто потише был, интеллигентнее, тех без копейки выпроводили и сказали, что страховая фирма – не благотворительный фонд».

Никакой компенсации не получила и выжившая в аварии Оксана Бойченко. Она получила множественные травмы головы и ног.

«От государства деньги на лечение дали – и на том спасибо, – говорит мать Оксаны Вита. – Оксана все забыть хочет. А как тут забудешь? У каждого в нашем селе кто-то погиб – все в трауре ходили, как после войны.

Вдогонку за погибшими

Несмотря на три года, прошедшие с момента трагедии, она все равно продолжает забирать жизни. Многие не смогли пережить потери близких, кто-то умер от потрясения, кто-то покончил жизнь самоубийством.

«Семью моей тети Ларисы Карповой эта трагедия на переезде убила, – говорит Юлия Крейдич. – Сначала в аварии погибла она. Когда прибежал ее муж Анатолий и увидел кровавое месиво, упал и уже не смог подняться – ноги парализовало. Дочь Оксанка вынуждена была бросить учебу, чтобы ухаживать за отцом. Летом этого года он умер, не пережил трагедии. На похороны его привезли в закрытом гробу. Открыли – а там не он. Оказалось, что в селе в этот же день хоронили еще одного мужчину, который точно так же умер, не выдержав смерти жены в той аварии».

40-летний сын Ольги Левченко, погибшей в катастрофе под Марганцем, покончил жизнь самоубийством. Он повесился сразу после ее похорон. Дмитрий был инвалидом, страдал эпилепсией, последние 10 лет жил с матерью. Накануне он долго молился в церкви, потом попрощался с соседями. Вечером его нашли мертвым.

«Это ужасное стечение обстоятельств, – говорит Вита Бойченко. – Многие ждали этого рейса 40 минут, потому что он льготный. Некоторые везли детей на рынок, чтобы купить обновки». Локомотив, который сбил автобус с людьми, ехал на замену другого, попавшего в аварию несколькими часами ранее. Около 7:50 утра возле станции Канцеровка на линии Кривой Рог – Запорожье грузовой поезд столкнулся с трактором, выехавшим на переезд на запрещающий сигнал светофора. Тракторист погиб. Локомотив был настолько поврежден, что пришлось вызывать замену из Никополя. Сейчас переезд, на котором произошла авария, перекрыт, асфальт между рельсами разобрали. Новый переезд сделали на 100 м дальше. Над железнодорожным полотном построили мост, по которому теперь транспорт ездит в село.

Юрий Фролович в страшной катастрофе потерял сына

Оксана Бойченко уехала в Россию, чтобы забыть о трагедии

Оксана ехала в Марганец, чтобы подменить сотрудницу, которая не вышла на работу. Она не собиралась ехать льготным рейсом, так как он всегда переполнен. Но ждать следующего было долго. «На остановке подошел знакомый, Дима Олейник. Он галантный, всех бабушек сначала пропустил. Это и спасло нам обоим жизнь. Мы самыми последними зашли, спиной в двери уперлись», – рассказала она «Взгляду».

От удара часть стенки автобуса отлетела, и женщина упала в нее, как в кресло, отделавшись травмами. Но еще долго после аварии Оксана ходила к психологам – мучали ночные кошмары.

Оксана Бойченко уехала в Россию, чтобы забыть об аварии

Водителей Марганец ничему не научил

Ни повышенные штрафы, ни страшные истории не пугают водителей, которые рискуют выезжать на железнодорожные переезды на запрещающий сигнал светофора. Три года назад произошла страшная трагедия в городе Марганец, а на следующий день похожая авария случилась в селе Тарасовка под Киевом. Автомобиль скорой помощи застрял на железнодорожном переезде и был сбит локомотивом поезда Киев – Трускавец. Беременная женщина, которую машина везла в роддом, ее муж и врач погибли на месте. 1 июня 2011 года на железнодорожном переезде Новофедоровка – Ефремовское водитель легкового автомобиля «форд» выехал на железнодорожное полотно и остановился, чтобы пропустить пригородную электричку. Увидев, что она едет с небольшой скоростью, водитель решил проскочить. В результате задняя часть машины оказалась под поездом. Водитель с черепно-мозговой травмой трое суток провел в реанимации.

Согласно статистике «Укрзализныци», в 2013 году на железнодорожных путях и переездах произошло 46 ДТП, в которых погибли 10 человек и пятеро были травмированы. Приблизительно столько же аварий случилось и в прошлом году.

После трагедии на переездах мало что изменилось

Валерий Липецкий, вице-президент Ассоциации работодателей-перевозчиков

«Укрзализныця» до сих пор не согласовывает паспорта маршрутов, которые проходят через железнодорожные переезды. В случае чего железнодорожники умоют руки – мол, разрешения на проезд мы не давали. После трагедии обещали повысить безопасность на переездах, увеличить штрафы и запретить ночные рейсы, но ничего не изменилось. Покрасили заборчики, кое-где поменяли старый шлагбаум на новый, но отбойников, которые планировалось установить перед переездами, я не видел. Такие есть в России, когда после звонка светофора опускается шлагбаум, а снизу поднимается металлическая пластина высотой 0,5 м – там уж точно никто не проедет. Но это скорее защита от дураков. Нормальному водителю достаточно светофора и звукового сигнала.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
5 ноября
4 ноября