Красивые безбородые ребята в длинном монашеском облачении возвращаются с занятий. Веселятся, бросаются снежками, приветствуют друг друга поцелуем. Здесь, в тишине Киево-Печерской лавры, где расположились корпуса духовной школы, семинаристы чувствуют себя как дома. Корреспондент «Взгляда» подсмотрел за их бытом и встретил необычных персонажей.
Из финансиста —
в монахи
Этот улыбающийся круглолицый парень — один из лучших студентов. Второкурсник Василий из Ровненской области получил два высших образования и только в 24 года поступил в семинарию. По благословению ректора он прошлой осенью ездил в Иерусалим проводить экскурсии.
— Я понял, что экономика и финансы — не мое. Родители — люди глубоко верующие, поют в хоре. Очень хотели, чтобы кто-то из пяти детей стал духовником, — рассказывает Василий. — Учиться мне не тяжело, сложнее себя сдерживать: я очень эмоциональный по натуре, а священнику не подобает вести себя вызывающе.
Он твердо решил постричься в монахи, а потому о девушках не говорит: это табу. Тем не менее Василий часто видится с друзьями, смотрит комедии и зачитывается Дюма.
— В лавре посидеть особо негде, а в общежитие чужих не пускают. С друзьями встречаемся в парке или кафе. Я, например, очень люблю суши. Главное — вести себя пристойно, — убежден будущий монах.
Правила, регулирующие жизнь семинариста, прописаны в Уставе, и соблюдать их следует неукоснительно. Курение и сквернословие недопустимы, а появление в нетрезвом виде или отсутствие ночью в общежитии грозят немедленным исключением.
Семинарист
обязан жениться
Хоть ребята и сравнивают учебу с армейской службой, есть у них время и для развлечений. В семинарии тренируется футбольная сборная, есть небольшой тренажерный зал, компьютерный класс — впрочем, у каждого сейчас планшет, мобильник и ноутбук. Книги, фильмы, социальные сети не возбраняются, а вот за игры порицают.
Время от времени семинаристы ходят в кафе и кинотеатры и знакомятся с девушками. Тот, кто планирует стать священником, за четыре года учебы должен найти будущую матушку, иначе в сан не рукоположат. Наставники советуют искать невест в церковной среде: общаться с прихожанками, девушками, поющими в хоре, и т. д.
За четыре года учебы студентам нужно встретить невесту, будущую матушку — иначе в сан не рукоположат
— Для нас это насущный вопрос, я сейчас в активном поиске. На православных сайтах знакомств и в соцсетях не ищу. Думаю, что судьбу человек найдет там, где не ожидает. Девушка должна быть верующая, разделять мои взгляды, — делится опытом 20-летний семинарист Олег.
Олег родом из Артемовска, куда после семинарии намерен вернуться и служить в церкви. Вырос в семье атеистов, сам начал ходить в воскресную школу, а позже приобщил к православию и родителей.
— Как я пришел к вере, рассказать не могу, но в глубине сердца я всегда знал, что поступлю в семинарию, буду служить церкви и жить с Богом. У нас с курса ушло восемь человек. Здесь хоть и не военный объект, но распорядок строгий: ведь мы не только знания приобретаем, а еще приучаемся к терпению и дисциплине.
Поступить совсем не просто
Четыре года студенты должны провести в молитве, учебе и послушании. Получив диплом, который пока что не признает Минобразования, ребята становятся кандидатами в священники и отправляются в свои епархии, где примерно половина из них будет рукоположена в сан.
— Наша задача — готовить пастырей церкви, и если бы процент был меньше, мы не справлялись бы с обязанностями, — рассказывает проректор Киевской духовной академии и семинарии отец Сергий Ющик. — Правда, духовное образование не гарантирует сан, иногда выпускникам отказывают в посвящении.
Чтобы поступить в духовную школу, нужно посещать богослужения и знать тексты молитв, иметь характеристику от священника или архиерея своей епархии. Следует сдать четыре экзамена, из которых важнейший — библейская история Ветхого и Нового Заветов. Завершает испытания собеседование с ректором. Уже несколько лет конкурс на поступление стабильный: два человека на место.
Будни семинариста
Жизнь у ребят довольно аскетичная, зато все четыре года — на полном пансионе. Учеба бесплатная, но и стипендий не выдают. Подъем в 7:15, а те, кто служит в местном храме, встают в 6:00. Затем утренняя молитва и завтрак. В 9:00 — начало занятий. Обычно это четыре пары с перерывом на полдник, когда студентам дают чай и булочки собственной выпечки.
Предметов много: библейская история, археология, богословские науки, новейшие религии (секты), языки, в том числе язык жестов для работы с инвалидами. Кроме английского и украинского преподают церковнославянский, древнееврейский, греческий и латынь. Из сравнительно нового в программе — пастырская психология, дань времени. После уроков — сытный обед.
— Готовят в семинарии по-домашнему, но среда и пятница — обязательно постные, — говорит проректор отец Сергий. — Учебный план подчиняется церковному календарю, и меню, включая большие посты, расписано на год вперед. На Масленицу, например, у нас нет мяса, а перед этим были холодец и жареная картошка.
После обеда у семинаристов есть свободное время, когда, получив благословение, можно ненадолго покинуть лавру. Часть студентов заняты на послушании: поют в хоре, убирают территорию или дежурят на кухне. В 17:00 — обязательная самоподготовка. Семинаристы надевают подрясники и садятся за книги. Заканчивается день ужином и вечерней молитвой. В 23:00 в кельях должен быть погашен свет.
Олег из Артемовска активно ищет матушку