За две недели, что прошли с начала Врадиевских событий, в Украине возникло еще несколько конфликтов с милицией. Самый громкий пришелся на прошлую пятницу, когда работники одного из киевских рынков вместе с общественными активистами устроили «показательное выступление» с дракой и слезоточивым газом под стенами Святошинского РОВД столицы. «Взгляд» разбирался, случайно ли в Украине участились такие инциденты.
Существует несколько версий о причинах святошинской драки: первая – из официального релиза милиции, вторая – на страничках активистов в соцсети. Истина, как всегда, где-то рядом.
Версия МВД:
«...прозвучали нецензурные высказывания в сторону работников ППС. Активистка встала между милиционером и толпой спиной к милиционеру и начала двигаться в его сторону. Чтобы не столкнуться с женщиной, милиционер выставил вперед ладони – коснувшись их спиной, активистка начала громко кричать, что ее ударил сотрудник милиции. Вызвала „скорую“. После обследования женщины врачи констатировали травму левой половины грудной клетки».
Версия активистов:
«Один из офицеров при свидетелях нанес активистке удар кулаком в почку. Разъяренные предприниматели бросились за милиционером с намерением учинить самосуд. Около сотни человек бежали несколько сотен метров за милиционером. Потом они же пошли к Святошинскому райотделу милиции с требованием выдать им обидчика в погонах. Повалили забор РОВД, добились отстранения главы отдела».
«Врадиевка под ключ»
Пострадавшая Ирина Бондарь – известный боец невидимого фронта. Только в этом году ее четыре раза задерживали за «нарушение порядка проведения митингов». Сама она выложила в соцсетях манифест-признание: партийная («Свобода»), активная, а на рынок пошла вместе с коллегами от КУПРа.
«Мы помогали торговцам, они хотели продолжать работу. Но я не провокатор, я лишь просила от милиционеров законности. Насчет нецензурной лексики в сторону милиции – было... Насчет их поведения и лишь одним словом... Не знаю, кто получает деньги и от кого, но я получаю деньги, когда хожу на работу».
Финансовая сторона вопроса, о которой обмолвилась Бондарь, действительно существует. Негласно большинство общественных организаций, работающих в Украине, готовы за вознаграждение поучаствовать в конфликтах любой степени сложности. Сферы деятельности – от незаконной застройки и защиты прав инвесторов до метания фекалиями в нардепов.
Зачастую неважно, в чем смысл акции. Главное, чтобы можно было подтянуть под протест идеологию: почти все общественники «окучивают» праворадикальную электоральную нишу. Контакты организаторов легко найти в соцсетях.
Интересно, что в интернете уже появились шуточные объявления на тему проектируемого народного бунта. Звучат они примерно так:
«Врадиевка под ключ, информационная поддержка, присутствие на месте событий журналистов-активистов, активистов-защитников и всяких правозащитников. Цена договорная».
Проектируемый бунт
События в Киеве (равно как и накануне во Врадиевке) спровоцировало поведение отдельных милиционеров. Однако синхронное обострение ситуации сразу в нескольких частях страны и активная поддержка протестных акций со стороны определенных СМИ настораживают. Ведь неадекватного мента можно при желании найти в любом райотделе.
Судя по сообщениям в сети, сейчас ситуацию прощупывают в разных частях Украины. В Черкасской области после самоубийства подозреваемого (ирония судьбы: его фамилия – Врадий) весь горотдел вышел на акцию протеста, перекрыв трассу Киев – Черкассы. Милиционеры протестовали против попыток повесить на них вину за эту смерть даже без попыток разобраться в случившемся. В Донецке милиция публично обратилась с призывом к «Дорожному контролю» не мешать работать.
Доказательства того, что кто-то занимается «толканием» ситуации извне, появились после увольнения спецкора телеканала «Интер» Евгения Кучерова в Херсоне: от него добивались «правильного» освещения событий во Врадиевке. Обиженный на бывших работодателей журналист «слил» внутренние циркуляры для освещения ситуации:
«Продолжаем мочить ментов в любых проявлениях... В сюжетах нужно находить виновных или тех, кто крышует виновных... Отвечать на главный вопрос – кто виноват. Даже если это домыслы».
Учитывая, что за ведущим телеканалом стоят известные в Украине олигархи, можно предположить, что крупный капитал имеет свой глубинный интерес в очернении МВД. Что именно нужно этим людям – громкие отставки или дестабилизация ситуации в стране – можно только догадываться. Но выходит, что именно на их мельницу льют воду те, кто выходит бороться с «ментовским произволом» не только за деньги, но и абсолютно искренне.
Где выстрелит в следующий раз?
Социолог, директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина полагает, что в следующий раз «выстрелить» может где угодно. Особенно если ситуацию подталкивать в «правильном» направлении. Недовольство работой милиции велико: 70% людей ей не доверяют, нужна реформа, — утверждает специалист.
По мнению политолога Владимира Фесенко, чтобы добиться «эффекта бунта», достаточно совпадения нескольких компонентов: недовольство конкретными чиновниками (или, как в Киеве, целым их классом), неадекватное поведение сотрудника милиции и наличие пострадавшей женщины.
— Это наша национальная черта характера: украинец готов вступиться только за женщину. Особенно если она продемонстрирует синяки или кровоподтеки, — пояснил эксперт «Взгляду».