Трактор, который пошел на штурм Администрации президента, кажется детской шуткой по сравнению с тем, что второй день продолжается на улице Грушевского. Когда ситуация в очередной раз обостряется, раненых оттуда выносят сплошным потоком.
Нападают несколько сотен, остальные помогают
«Меняются ли ребята? Или стоят там одни и те же», – беспокоятся пользователи группы «Беркут» в соцсети «ВКонтакте». Официальной информации по этому поводу нет, в соцсетях тоже молчок.
А вот митингующие сменяли друг друга вчера весь день. Это было легко заметить, остановившись на Европейской площади. Люди в масках, шлемах и средствах защиты двигались сплошным потоком в обе стороны – на улицу Грушевского (на передовую), и обратно, к Майдану.
На Европейской площади, которая находится между Майданом и правительственным кварталом, дежурили около двадцати автомобилей «скорой помощи». Цифра внушительная, но на всех медиков не хватало. И даже сюда доставал слезоточивый газ – от него перехватывало дыхание.
Контузия, рваные раны от разорвавшихся светошумовых гранат, разбитые головы", - перечисляли нам медики самые частые симптомы революции.
Ближе к стадиону им. Лобановского медиков уже не было - одни волонтеры. Мы увидели, как ребята с красным крестом на футболках предоставляли первую помощь молодому пареньку, у которого под глазом торчал пластиковый осколок. Кровь остановили, рану заклеили - и он опять ринулся в бой. Будто игра какая-то...
"Здесь все время около 5 тысяч человек, - объясняет один из активистов. - Больше всего на подступах к стадиону и на склонах парка. Но с милицией дерется намного меньше, может пара сотен. А мы помогаем".
Помощь, в основном, заключается в том, чтобы содрать плитку с тротуаров, разбить ее на осколки, которые удобно бросать и передать по цепочке на "линию огня".
Поток камней в сторону милиционеров не прекращается ни на секунду. Реже летят бутылки с зажигательной смесью - бензин или бензин с асфальтом, то есть, напалм. Удачное попадание - и еще один солдатик вспыхнул, как факел. Его тут же начинают тушить сослуживцы.
Кстати, по ту сторону - срочнослужащие последнего в истории Украины призыва, 18-летние пацаны из внутренних войск. Есть и "Беркут", но его с нашей точки наблюдения не видно. Команды наступать все нет...
Мысль, которая всех грызет: "Ох, и злыми они будут, когда такая команда поступит".
Пока же в ответ летят светошумовые гранаты. Опасная штука - пластиковый корпус разлетается на осколки, которые пробивает сквозь одежду. А не приведи Бог, осколки летят в лицо.
"Стреляют резиновыми пулями, даже по журналистам", - предупреждает активист - и идет в наступление.
Грохот очередного разрыва такой вот гранаты... Совсем близко - где-то впереди человек закрыл ладонью лицо... Толпа орет: "Слава Украине!"
Раненые поступают потоком
Сообщается, что среди пострадавших много людей, непосредственно в конфликте не участвовавших. Есть врачи, журналисты. Убеждаемся в этом, попав в Октябрьскую больницу - там пострадавших больше всего. Медику Евгению Кузику резиновой пулей почти выбило глаз:
«Вечером пришел в штаб на Майдане, я там дежурю в медпункте, - рассказывает он "Взгляду". - Когда началось столкновение, нам сказали, что может быть много раненых, поэтому решено было открыть медпункт на улице Грушевского. Меня попросили отнести туда медикаменты, бинты и медицинские маски. Уже когда возвращался назад, остановился у обочины - посмотреть, что творится. В голову мне что-то ударило, я не понял сначала, что это, было больно. Потер ушибленное место возле глаза, и почувствовал, что по щеке ручьем течет кровь... Люди помогли добраться до медпункта, где коллеги предоставили первую медицинскую помощь. Оказалось, что на лице кроме основной гематомы у глаза у меня еще 9 ран, видимо, от осколков. Пока на левый глаз не вижу...»
Корреспонденту газеты "Вести" Вячеславу Веремию осколки гранаты попали в глаз.
«Около 21.00, когда столкновение было в полном разгаре, я отошел по парковой дорожке выше стадиона к памятнику, - рассказывает он. - Одна из гранат упала мне под ноги и взорвалась. Осколки попали мне в глаз, разбили очки, которые я надел, чтобы лучше видеть. Пострадали такжде ноги и руки, но не так сильно, как глаза... Митингующие помогли мне выбраться из гущи событий к автомобилю скорой помощи, который отвез меня и еще одного пострадавшего, у которого тоже был задет глаз, в больницу... Другим пострадавшим повезло меньше, четырем пациентам ампутировали по глазу".
"Все ждут, когда это прекратится"
Еще более жуткое зрелище - в ожоговом отделении госпиталя МВД в Киеве. Туда постоянно поступают бойцы внутренних войск. Все ожоги - от бутылок с зажигательной смесью. В госпиталь журналистов не пускают, а бойцам не разрешают общаться с прессой.
Они, тем не менее, разговаривают. Может, потому что есть такая потребность - выговориться.
Андрею - парню лет 20-ти - коктейлем Молотова обожгло лицо.
«Я еле успел снять шлем, когда он загорелся. Иначе ожоги были бы сильнее, - рассказывает Андрей. - Никто не отступит. Мы не монимаем, зачем все это делается. Ведь мы не защищаем власть, Мы защищаем общественный порядок. Мой взвод стоял на Грушевского с 2 до 4 ночи, 11 человек ранены, большинство - с ожогами. Все ждут, когда это прекратится"...
На стадионе "Динамо" говорят: так было в 1941-м
В результате столкновений возле правительственного квартала пострадал стадион и корты «Динамо»
Здесь говорят: такое было лишь один раз до сегодняшнего дня - в сентябре 1941 года, когда в Киев вошли немцы.
Как рассказал «Взгляду» офицер безопасности ФК "Динамо" Анатолий Беньковский, сгорели павильоны касс, оборудование для печатания билетов, вырваны куски плитки, секции металлического забора. Но от проникновения на территорию стадиона активистов удалось сдержать:
«Ночью мы провели людей по стадиону, показали, что милиция у нас не дислоцируется. Само же МВД мы попросили не использовать арену в своих целях. В частности, вице-президент «Динамо» генерал Владимир Старовойт в телефонном режиме обратился к замминистра МВД Виктору Ратушняку с просьбой не использовать «Динамо» для нужд милиции».
Обидно, что пострадал памятник Лобановскому - он оказался как раз по центру между митингующими и милицией.
«К нему сейчас практически невозможно подойти – вокруг рвутся гранаты и пылают машины, - сказал Беньковский. – Видимо из-за взрывпакетов поврежден гранитный мяч, а также обгорели чехлы, укрывающие монумент».
Помимо футбольной арены, разрушения получили и теннисные корты, также находящиеся в эпицентре событий на улице Грушевского. По словам охраны, ночью были вырваны скамейки на зрительских трибунах, сорваны ворота и часть забора по периметру спортивного объекта.
Сотрудники Профессиональной футбольной лиги вчера на работу попасть не смогли:
«Придется ожидать завершения всех этих событий», - сказал нам президент ПФЛ Милетий Бальчос.
С легкими ранениями справляются на месте
«Коктейль Молотова» попал бойцу внутренних войск Андрею на лицо
Не все расходятся по домам