После выхода на пенсию милиционер из Борщева Тернопольской области Андрей Остапа освоил необычное для мужчины хобби. Теперь он ежедневно и с удовольствием вышивает картины, отдавая предпочтение библейской тематике.
До пенсии не вышивал
Первые попытки вышивать Андрей делал еще в детстве, но быстро забросил. Когда учился в институте, а затем служил в органах внутренних дел, не хватало времени. И только выйдя на пенсию, Остапа вспомнил о своем детском увлечении и начал снова вышивать – котов, тигров, волков и цветы.
Когда в городке появились специализированные магазины, начал покупать профессиональные схемы.
– Они удобны тем, что на них четко видно, где какой оттенок должен быть. У меня есть полотно «Добрый пастырь» (на фотто вверху) – так там 90 различных цветов и оттенков, очень легко перепутать, – говорит Андрей. – Так что только на глаза полагаться нельзя, ведь на большие полотна уходит много времени – я «Пастыря» вышивал около года.
Увлечение – не бизнес
Вышивки Андрей Остапа не продает, только дарит дорогим ему людям. Считает, что это очень тяжелая работа, чтобы отдать ее за деньги. Хотя цены на готовые работы – высокие.
– Мне говорили на рынке , что картина «Добрый пастырь» стоит в готовом виде 8-10 тысяч гривен, – рассказывает мастер. – А в интернете мне писали, что такая вышивка в европейских странах стоит до 5 тысяч евро. Мне она, например, стоила меньше: схема – 70 гривен, полотно – 100 гривен, 1500 гривен за нитки. Но работу я не продаю.
Вышивает ежедневно
Остапа вышивает уже около шести лет. Утром и вечером по два часа. Однако уровень мастерства заметно возрос за эти годы.
– Вышивать трудно, но для меня это уже не просто хобби, это как работа. Крестик к крестику ложится на полотно, и когда видишь результат – душа поет. Если взять картину «Добрый пастырь» – она состоит из 175 000 стежков. В день я делаю 300-400. Очень много оттенков и полутонов, поэтому работать нелегко. И если в той гамме перекрестие попадает не с той нити, это сразу видно. Придется переделывать. Трудно, но конечный результат стоит усилий, – говорит экс-милиционер.
Вышивать новую картину Андрей Остапа начинает всегда с нижнего правого угла и постепенно двигается в левый верх – так ему удобно. Любит, когда в работе сталкивается со сложными заданиями – например, если в квадрате размером 10 на 10 сантиметров используется 30 разных цветов.
Жена не против
Супруга Андрея относится к увлечению мужа положительно.
– Это она меня приобщила, потому что начала десять лет назад вышивать образ Почаевской Божьей Матери. Но жена работает в школе, дети были еще маленькие, поэтому домашние хлопоты не давали вышивать. И я решил попытаться завершить эту работу. Начал вышивать, и у меня получилось. Тем более, что у меня правило еще со времен работы в милиции: начал – должен закончить, – говорит Андрей Остапа.
Эпическое полотно
– В подборе схем мне, как правило, помогают в магазине, – рассказывает Андрей. – Но однажды моя знакомая предложила мне вышить картину «Воскресение Иисуса Христа». Я посмотрел на схему – а она состоит из 50-ти листов формата А-4. Долго колебался, стоит ли начинать ее вышивать. Но подруга уговорила. Начал ее раскладывать дома на полу, она заняла полкомнаты. Но все равно помаленьку, стежок к стежку, и вышил-таки.
Самая ценная для Андрея – его последняя работа «Добрый пастырь» – она поразила многих людей. Вышивальщик говорит, что, когда выложил ее в социальную сеть, более 30 000 человек поставили «класс» под фото, более 500 – прокомментировали.
Вышивающий активист
Но кроме хобби у Андрея Остапы есть и общественная нагрузка. Недавно его избрали заместителем председателя районной организации ветеранов органов внутренних дел. Ведь послужной список у Андрея Степановича завидный: начальник инспекции по делам несовершеннолетних, старший инспектор по охране общественного порядка, возглавлял криминальную милицию по делам детей, был командиром дежурной части в Бучаче, служил заместителем начальника милиции по кадровому обеспечению в Монастырыське. Всех малолетних правонарушителей помнит по фамилиям и даже знает, как сложились их судьбы. С коллегами по работе всегда радушно встречается и говорит, что, возможно, когда-то вышьет что-то и на милицейскую тематику.