Юрий Головко, пенсионер из Хмельницкого, все свободное время и деньги тратит на приобретение и реставрацию советских автомобилей. Сейчас в его коллекции 11 экземпляров, и она считается самой большой в Западной Украине.
Увлечение Юрия началось с приобретения в 2000 году автомобиля «ГАЗ-13», больше известного как «Чайка». За него он выложил аж... 1200 грн.
«Чайка» от молодоженов
«Автомобиль был на балансе местного загса, – рассказал „Взгляду“ Юрий Головко. – На нем когда-то молодоженов катали, но когда я его покупал – он уже больше 10 лет простоял во дворе. Все ценное из него растащили – ни колес, ни двигателя с коробкой передач, ни обшивки не было. По сути – только кузов. Я уж было засомневался, смогу ли восстановить такую машину, однако начал и не жалею».
На восстановление «Чайки» ушло несколько лет и $12 тыс. Одна коробка передач обошлась в $2,5 тыс., а на реставрацию салона ушло $2 тыс. Зато сегодня «Чайка» на 100% укомплектована родными деталями либо запчастями, сделанными вручную.
Приборная доска автомобиля покрыта позолотой. Задние сидения напоминают диваны, а места там столько, что можно устроить небольшую вечеринку.
«С 1964 по 1966 год этот автомобиль состоял на балансе Минобороны СССР, – говорит Юрий. – С 1966 по 1970-й машина эксплуатировалась московским ЦК КПСС. В начале 1970-х ее передали в Хмельницкий обком партии, а с 1979 года она „прописалась“ в загсе. За запчастями пришлось ездить и по Украине, и в Москву, и в Беларусь, и даже в Казахстан».
Советский автокрейсер
Автомобиль с пятилитровым двигателем по сегодняшним меркам прожорлив – берет до 18 л топлива на 100 км. Весит «Чайка» 2700 кг, а ее крейсерская скорость – 170 км/ч. За все время было выпущено лишь 1900 экземпляров «ГАЗ-13». На сегодняшний день по всем странам СНГ осталось не более 150 «Чаек», а непосредственно в Украине их всего 15 штук, однако ни одна из них не укомплектована на 100% заводскими деталями.
«В Западной Украине подобные автомобили есть только во Львовской и Тернопольской областях, – рассказывает Головко. – Раньше балансовая стоимость „Чайки“ составляла 75 000 руб., „Волгу“ оценивали в 7200, а „Жигули“ – в 5300. За эту машину мне предлагали $180 тыс. – не согласился. А чтобы свести концы с концами (пенсии прапорщика едва хватает на жизнь), я катаю молодоженов. Недавно подходит ко мне солидный мужчина и говорит: „На этой машине мою свадьбу катали, а теперь мой сын женится, и его на той же „Чайке“ повезут. А когда внук женится, в свадебном эскорте будет все тот же „ГАЗ-13“».
А теперь – «Горбатый»
Если «Чайку» можно назвать жемчужиной коллекции, то автомобиль «ЗАЗ-965», более известный как «горбатый Запорожец», – любимец Юрия Головко. Он купил его развалюхой в 2007 году, выложив за авто $120.
«Я в каждую машину вкладываю душу, но в силу сложившихся обстоятельств этот автомобиль мне особенно дорог, – говорит Юрий Головко. – Ведь буквально через несколько месяцев после того, как я его купил, умерла моя жена. И я, чтобы отвлечься, возился с „Запорожцем“. Сейчас эту машинку ласково зову „Светик“».
«Горбатый» восстановлен на славу. Кожаный салон – именно такой, как у первых «ЗАЗов», миниатюрные блестящие датчики и рабочая автомагнитола – полный «фарш».
«Москвич» с чемоданом
Есть в коллекции и «Москвич-410» 1952 года выпуска, который был сделан на трофейной линии завода «Опель». Советские инженеры лишь удлинили «опелю» кузов на несколько сантиметров и запустили машину в производство.
Кроме того, «Москвич» комплектовался интересной деталью – кожаным чемоданом, который крепился ремнями на внешней задней части автомобиля. Объясняется это тем, что у машины практически отсутствует багажник, и разработчики решили таким способом компенсировать недостаток.
«Этот „Москвич“ я всего за 50 баксов купил в одном из сел Ровненской области. Машина стояла в саду, в ней в прямом смысле слова куры неслись. Там, кроме ржавого кузова, практически ничего не было, а теперь посмотрите, – с гордостью говорит Юрий Головко. – На 100% укомплектована родными деталями. Когда отреставрировал – назвал „Чарликом“».
Смелый эксперимент
В другом конце гаража стоят два «ГАЗа-21». Одна «волжана» черная, другая – белая. На капотах обеих гордо высится фирменный знак – олень в прыжке. Белая «Волга» выполнена в стиле кабриолета. В коллекции Юрия это единственное отступление от норм советского автостроения, так как кабриолетов советский автопром никогда не выпускал. Однако Юрий Кириллович, имея две одинаковые машины, не смог удержаться от эксперимента.
Не для продажи
Время от времени Юрия Головко атакуют коллекционеры с предложениями продать тот или иной автомобиль, однако он всегда отказывает.
«За „Запорожец“ предлагали $12 тысяч, за „Чарлика“ – $40 тысяч, – рассказывает Юрий Головко. – Однако трудно продать вещь, с которой возишься годами и в которую вкладываешь душу. Недавно вот хотел купить себе зимнюю обувь – но отказался и приобрел запчасти».
Коллекционер жалуется, что из-за нехватки места в гараже он вынужден хранить свои экспонаты у друзей.
«Я было обратился в мэрию с просьбой создать музей ретро-автомобилей, – говорит Юрий. – Просил только помещение предоставить, но мне отказали. Когда у чиновников нет материальной заинтересованности, то содействовать они не станут».
Сейчас пенсионер работает над мотоколяской «САЗ-20» 1947 года выпуска. В послевоенные годы было выпущено пять подобных модификаций. Юрий Головко знает, где приобрести еще две разваливающиеся мотоколяски. Однако проблема остается прежней – ему просто некуда ставить отреставрированные авто, а оставлять раритетные автомобили под открытым небом просто опасно. Ведь по самым скромным оценкам коллекция пенсионера оценивается более чем в полмиллиона долларов.