Маленькое село Ивановка в Ровненской области за полвека стало самой большой «кузницей кадров» для духовенства в стране. 150 выходцев из села стали священниками или приняли монашеский постриг. А уж сколько девушек из благочестивых ивановских семей вышли замуж за семинаристов, никто и не считал.
Люди из окрестных сел шутят о соседях: «Там куда ни погляди, все попы да попадьи».
Старец предсказывал атаки
Настоятель Свято-Георгиевской церкви отец Василий Мартынюк – не местный, хотя живет и служит в Ивановке уже 24 года.
«На приходы определяют священников, которых прихожане не знают с малолетства, – рассказывает Мартынюк. – Принял сан я почти в 30 лет, а до этого работал в колхозе. Родители мои были верующие, но священников в роду не было».
Говорит, феномен Ивановки объясняется просто – при советской власти здесь продолжал действовать храм XVIII века. Во время войны в том краю проповедовал старец Леонтий Грицан. И якобы был он не священником, а просто мудрым человеком. Местные называли его Левко. Старец ходил по селам, в которых были закрыты храмы, и рассказывал о Христе. Собирал пешие паломничества в Почаевскую лавру.
«А во время Великой Отечественной войны он предсказывал нападения врага. Поэтому большинство местных людей были набожными, – считает настоятель Мартынюк. – Случались даже отказы вступать в колхоз. За это селянам урезали огороды».
Первым в селе, кто после войны захотел стать священником, был Арсен Власюк. Он служил в Житомирской области, но похоронен в Ивановке. А «коллективный поход» в духовенство начался в 1970-е годы, когда один из сельчан стал священником в Смоленской области России и по просьбе епископа привлекал молодежь в семинарию.
После учебы молодые люди принимали сан и разъезжались в разные уголки страны. С тех пор в селе образовались несколько династий священнослужителей: Мельничуки, Ильчуки, Капитонюки, Устименки. Из каждой семьи вышло по пять и больше представителей духовенства. Также немало иконописцев и реставраторов.
Все парни помогают в церкви
У другого ивановского священника, отца Василия Ильчука, в роду не менее 60 человек из духовенства. Батюшка служит в соседнем селе Коловерть. «Трудовая биография» для этих мест характерная: в молодости работал телемастером, но решил учиться в семинарии в Сергиевом Посаде (Московская обл.). Потом 16 лет служил священником в России. «Семейные узы» обязывают: его тетя Наталья была настоятельницей Корецкого женского монастыря недалеко от Ивановки, сан приняли родной брат и свояки. Двоюродные братья тоже стали священниками – один служит в Мытищах, другой – в том же Сергиевом Посаде. А сын его поработал инженером, а потом подался-таки по стопам родителя. Похоже, изо всех родственников «не у дел» лишь дочь-учительница. Правда, она пока не замужем: не ровен час, выйдет за священника.
«На престольный праздник в Ивановку приезжают иногда и 20-25 священников – многие заодно проведывают отчий дом», – рассказывает Ильчук.
Сейчас село переживает не лучшие времена, в нем осталось 460 жителей. Молодежь, как и везде, стремится в город – хотя бы в райцентр Корец, а лучше в Ровно. Те, кто остается на месте, живут огородом и хозяйством – продают свиней и картофель. Отец Василий Мартынюк держит коня, корову, поросят и домашнюю птицу. При этом сеет пшеницу и обрабатывает гектар поля. В Ивановской пятилетке учатся 60 детей. Оба священника сетуют, что нравы в последние годы уже не те – молодежь все меньше отличается от сверстников в других селах. Только во время Великого поста сельчане дружно постятся, а некоторые даже отказываются от просмотра телешоу.
«В воскресенье большинство приходят на службу, – говорит отец Василий Мартынюк. – Все парни в селе с 7-8 лет – церковные послушники-пономари. Я им спуску не даю, наставляю! За одного из них моя дочь вышла замуж, а другая познакомилась с семинаристом в регентском училище, где училась руководить церковным хором. Теперь обе замужем за священниками – одна в Ровно, вторая – в Донецке».
Местные говорят, что стихийные бедствия обходят Ивановку стороной. Не помнят здесь и тяжких преступлений. А вот чудеса случаются: время от времени в домах простых сельчан обновляются иконы. Лики святых на давних карточках странным образом яснеют, становятся четкими. А это явный признак святости.
ИСТОРИЯ
На книгу нужно 30 тыс. грн
Библиотекарь Татьяна Мельничук начала изучать историю Ивановки пять лет назад. Когда детям в школе стали задавать домашние задания на тему родного края, оказалось, что такой информации нет. Татьяна Мельничук решила восполнить пробел и взялась опрашивать местных.
«Начав работу, уже не могла остановиться. Разговорившись, люди рассказывали много интересного о своих родословных. Только по мужской линии насчитала 151-152 священника. Сколько женщин из Ивановки замужем за батюшками, еще не подсчитала».
Известные выходцы из Ивановки – митрополит Вятский и Кировский Хрисан, настоятель Межирицкого мужского монастыря Теодор, секретарь архиепископа Ровненского и Острожского Варфоломея Иван Солодчук. Многие ивановцы работают на высоких церковных постах в Москве, служат в Германии, Голландии. Единственный православный священник Японии – тоже из Ивановки.
Собрав историю родов, Татьяна Мельничук написала книгу «Ивановка. Колыбель духовенства». Но опубликовать работу пока не удалось – для этого нужно 30 тыс. грн, а местная власть не спешит помогать финансами. Собрать средства пообещали священники.