Киевлянину Марку Пржевальскому всего 14 лет. Но это не мешает ему быть изобретателем – в его арсенале универсальная зарядка для телефона, способная работать от движений головы; прибор, который подсчитывает, сколько табачного дыма вдыхает человек, пока курит сигарету; механический подсолнух, который, как настоящий, провожает солнце по небосводу и вырабатывает электричество.
Новый прибор, который изобрел Марк, – холодильник, способный работать на энергии солнца.
«Как изобретатель, я очень тщательно изучаю физику, математику, интересуюсь многими другими науками, – рассказывает Марк. – И считаю, что в будущем человечество столкнется с энергетическим кризисом. Поэтому упор делаю на источники альтернативной энергии. То есть создаю приборы, которые не будут зависеть от топлива».
Вопреки расхожему мнению о том, что солнце может дешево обогревать, школьник доказал – энергия светила способна и эффективно охлаждать. «Я отталкивался в своей работе от так называемого эффекта Пельтье, – продолжает Марк. – Если объяснять просто, то для возникновения такого эффекта достаточно взять две металлические проволоки из разных материалов и через них пустить электрический ток. В таком случае в месте контакта будет происходить либо поглощение тепла, либо выделение, а его величина будет зависеть от силы тока. По этому принципу и построен мой холодильник».
Рабочая камера предусматривает две части – холодную и горячую. Между ними – солнечная батарея. Одну часть солнце естественным путем нагревает, а вторая самостоятельно охлаждается. Как утверждает школьник, такой агрегат способен еще и нагревать воду не хуже чайника. К тому же он не предусматривает использования вредного для окружающей среды фреона и экономит энергию.
«Ночью или в пасмурные дни мой холодильник можно подключить к аккумулятору или в электросеть», – объясняет Марк „Взгляду“. – Однако в будущем я планирую доработать изобретение так, чтобы потребность в электропитании отпала полностью».
После холодильника семиклассник планирует сконструировать еще и велосипед на солнечных батареях, чтобы уставшие велосипедисты могли отдыхать прямо во время движения, не прекращая езду.