Сегодня по туннелям киевского метрополитена ездят 804 вагона. На каждой ветке курсирует примерно поровну. Самым старым составам уже лет под 50. «Они конца 1960-х, а новые получили только в прошлом году. Закупили как раз к открытию новых станций», — говорит старший технолог завода Сергей Смашный.
Капремонт вагоны проходят каждые три-четыре года. Для старых межремонтный пробег составляет 350 000 км, для новых — 480 000 км. «Поверхностные осмотры проводят в депо ежедневно — неисправные вагоны на линию не выпускают. Потому, по словам Смашного, остановки составов в туннелях очень редко бывают аварийными. В основном, поезда притормаживают, если нарушен график движения. Пассажиру остановить поезд тоже вряд ли удастся — стоп-краны в вагонах надежно спрятаны.
«Это сделано, чтобы какой-нибудь хулиган не тормознул поезд в туннеле, — продолжает главный технолог. — Сейчас стоп-краны находятся под сидениями, а снаружи есть только ручки отключения дверей».
На вагоноремонтном заводе составы не только чинят, но и красят. Делают это вручную. «Способ архаичный, но у нас еще от него не отошли. Нигде уже такого нет», — сокрушается наш экскурсовод. Перекрашивают вагоны вместе с капремонтом — раз в три года. Цвет вагонов должен быть исключительно одинаковый — небесно-синий.
«Если привозят краску чуть светлее или чуть темнее, приходится менять. Причем матовой краской красить вагоны нельзя, иначе на них будет садиться пыль», — продолжает Смашный. В цвет национального флага подземку стали красить в 1998 году. До этого вагоны были серыми.
К лету на красной ветке столичного метро должны появится 95 модернизированных вагонов. Над ними работают на Крюковском вагоностроительном заводе. Первый поезд уже готов: в Дарницком депо проверяют его готовность. Как объясняет Сергей Смашный, на модернизацию отправились «ветераны» метрополитена. «Туда поехали самые старые вагоны, которые уже нужно было снимать с эксплуатации. Теперь их жизнь продлят еще лет на 20», — говорит эксперт.