Всем известны рекламные слоганы, описывающие прелести «національного виробника»: «за рулем – уверенно и гордо», «свои товары ближе к телу», «купуй українське». И если на продуктовых полках хватает товара, маркированного «482» (Украина), то в магазинах одежды и бытовых товаров по-настоящему украинских изделий немного.
«Взгляд» провел собственное исследование и узнал, что на деле поддерживать национального производителя не только почетно, но и вполне выгодно для кошелька. А украинские товары существуют не только в слоганах, но и в реальной жизни, просто они прячутся на полках малоизвестных магазинов и… в интернете.
Продуктовый рай
Начнем с продуктов. В первой половине 1990-х в страну «прилетели» синюшные «ножки Буша» и бесчисленное количество западных брендов в красочной упаковке, а гордое имя «Made in Ukraine» носило весьма ограниченное количество продуктов. Дефицит упаковки, рабочих рук и оборотных средств убил целые предприятия, производившие, к примеру, консервы и молоко. С тех пор украинские производители окрепли и поставляют товары, которые иногда даже превосходят импорт по качеству.
«На заре независимости отечественных товаров на полках практически не было, а сейчас их около 85%», – рассказала «Взгляду» начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА Мария Колесник.
По словам аналитика «Инвестиционной компании Украины» Андрея Товстопята, украинцы в состоянии обеспечить себя практически всеми продуктами. «Мясо, которое раньше завозили из Бразилии, Польши и Германии, у нас есть. Европейские сыры вытеснены отечественными. Все крупы, кроме риса, мы тоже выращиваем сами. Мы забыли о египетской и польской картошке. В сезон мы в состоянии обеспечить себя фруктами и ягодами. Уже три года у нас переизбыток сахара. А кондитеры даже конкурируют внутри страны», – не без гордости перечисляет Товстопят.
Импортируем на 100% только экзотику: например, фрукты вроде карамболя, фейхоа и бананов, а также товары сегмента «премиум» – итальянский пармезан да французский коньяк. Не может не радовать, что украинские продукты также уходят «за бугор» – молоко, сладости, пиво и бренды крепкого алкоголя везде известны.
Барьеры для подгузников
С промпроизводством сложнее. Как выяснил «Взгляд», Украина выпускает более 100 наименований бытовой химии, косметики, предметов личной гигиены, посуды. Шьет и текстильные изделия, и обувь, и игрушки. Делаем даже подгузники! Правда, в обычных торговых сетях всего этого разнообразия днем с огнем не найти.
«А все потому, что за место на полке в супермаркете нужно платить. У производителей попросту нет денег, которые можно было бы вложить в продвижение, но по качеству наши товары ничуть не хуже, а порой даже лучше иностранных, – рассказала нам руководитель сайта „Магазин национальных достижений“ Ольга Байбуз. – К примеру, у нас очень много экологически чистых продуктов: это касается и бытовой химии, и детских игрушек, и текстиля. А на полках в супермаркетах стоят дорогие и некачественные, но раскрученные бренды».
Виновата суровая рыночная экономика. Государство вовремя не обеспечило своим товарам приоритетные условия, тем самым загнав «національного виробника» в маленькие магазинчики и на базары.
Впрочем, исправить ситуацию несложно. Как сказали «Взгляду» эксперты, если законодательно обязать крупные торговые сети выставлять на полки хотя бы 10% отечественной продукции, ситуация изменится кардинально. Предприятия получат возможность продавать свои товары, а украинцы наконец оценят все преимущества нашего производства.
Патриотизм online
Пока крупные торговые сети закрывают двери перед национальными товарами, в интернете они нарасхват. Идея открыть онлайн-площадку «Магазин национальных достижений», торгующую всем украинским, возникла у ее владелицы Ольги Байбуз после рождения малыша.
«Я заинтересовалась экологически безопасной продукцией и обратила внимание, что таких товаров очень много именно у отечественных производителей. Сначала мы искали их, предлагали сотрудничать. Теперь они сами ищут возможность с нами связаться. За год объемы продаж выросли на 30%», – рассказала «Взгляду» Байбуз.
Товары №1 по популярности – бытовая химия. Растет интерес к украинским игрушкам, текстилю – ортопедическим валикам, аксессуарам для авто, экосумкам, экоподгузникам, пеленкам.
«Перед Новым годом нарасхват были пошитые вручную Деды Морозы», – отметила Ольга Байбуз.
А вот украинская электроника существует только формально. Почти вся она производится в Китае – у нас только «шильдик» приклеивают. Эта проблема характерна не только для Украины: в какой бы стране мира ни была зарегистрирована торговая марка, производитель с 90%-й вероятностью находится в Поднебесной.
Замкнутый круг
Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований
«Покупая нашу продукцию, создаем в хорошем смысле замкнутый круг. Помогаем предприятиям работать стабильно, получать прибыль, наращивать мощности. Значит, растут зарплаты, отчисления в бюджет, и чем их больше, тем лучше живется нам с вами. Кроме того, уменьшение потребления импортной продукции снижает спрос на иностранную валюту, что благотворно сказывается на курсе гривны».
Завоюем ЕС
Мария Колесник, начальник аналитического отдела консалтингового агентства ААА
«Наши товары успешно завоевывают зарубежные рынки. Разнообразное сырье, к примеру зерно и подсолнечное масло, экспортируем вообще в мировых масштабах и даже лидируем. Хорошие позиции у нашей курятины, которую отправляем уже на рынки ЕС. Пользуются популярностью мясо и «молочка», кондитерские изделия. Да и наши водочные и пивные бренды успешно продаются на мировых рынках».
Полгода на всем отечественном
Директор агентства Pillar PR Юлия Савостина проводит интересный эксперимент: уже больше полугода она покупает только отечественные товары. А все началось со случайно купленного блеска для губ украинского производителя.
«Качество оказалось не хуже, чем у известных фирм, цена – ниже на порядок», – пояснила «Взгляду» Савостина.
Сейчас блог Юлии о перипетиях эксперимента читают около 35 тыс. человек. Многие из них открыли для себя десятки новых марок, которыми теперь пользуются в повседневной жизни.
Ради чистоты эксперимента пришлось пойти на жертвы – отказаться от экзотики: оливкового масла, фруктов и овощей иноземного происхождения.
«Мне так и не удалось найти спрей от комаров и крем для обуви нашего производства. Все остальное достать можно, – рассказала девушка. – Фабрик одежды – огромное множество, от мала до велика. Но вещи далеки от модных трендов. Совет молодым дизайнерам: идите туда, предлагайте эскизы – вмиг прославитесь, ведь товары качественные».
Если покупать только украинское, это дешевле примерно на 30%. В ходе эксперимента проявился побочный позитивный момент. Выискивая страну-производителя, читаешь и состав продукта. По словам Савостиной, благодаря этому она начала покупать здоровую еду, что сказалось на фигуре: за 7 месяцев – минус 5 кило.