В доме супружеской четы Татьяны и Виталия Лавриненко из деревни Вергуны Черкасской области уже полтора года живет дикая косуля Квитка. Когда-то ее полуживой подобрали в лесу. Отпоили молоком и оставили жить у себя.
«Пока Татьяна Ивановна пасет коров, Квитка в доме отлеживается – любит спать с хозяйкой на диване, – смеется Виталий Лавриненко. – Каждый день просыпаются в четыре утра, Таня идет корову доить, а она по двору бегает или ко мне пытается примоститься. Правда, я гоню ее – вот еще, буду я с козой спать. И только если уже совсем жарко, то Квитка спит на полу».
Виталий приглашает в дом: «Вот она, полюбуйтесь, как барыня на моей кровати». Косуля разлеглась на пуховом одеяле. При виде гостей она поднимается на тонкие ноги и начинает издавать громкие писклявые звуки.
«Пищит, значит, боится, – объясняет хозяин. – Ну, или когда в дом просится или на улицу. Непогоду не любит. Когда видит, что дождит – забежит под навес гаража, дела свои поделает и назад – в дом. И зимой так же. Дома никогда не гадит. Хотя есть у нее пунктик – постоянно перегрызает провод от зарядного устройства для мобильника. Причем не пополам, а на несколько частей. Так я заряжаю теперь в ванной, чтобы Квитка не видела».
Майская находка
Приютили косулю Квитку год назад в мае.
«Поехали мы с Татьяной в поле доить корову. А она там ползала еле живая, уже почти при смерти. Мамашу ее, видать, пристрелили охотники, – рассказывает Лавриненко. – Жена попробовала напоить ее молоком – получилось. Ну и забрали домой, куда деваться. Назвали Квиткой. Поили молоком два-три раза в день. А через четыре месяца косуля отказалась от молока и теперь налегает на гранулированный корм для бройлеров и чистую воду».
Лавриненко говорит, что косуля очень любит хозяйку и никогда от нее не отстает.
«И по дому, и в огород выходят всегда вместе. Как-то раз была хохма, – смеется Виталий Лавриненко. – Пошла она с Татьяной на грядку. Жена работала, не следила за ней. Как вдруг бегут соседские девчонки перепуганные: „Бабуля, спасайтесь! Там чупакабра атакует!“ А это, оказалось, Квитка с разинутой от жары пастью и развевающимся языком бегает по окрестностям. Так жена смеялась: „Так это же моя коза! А вы трусихи!“»
Лесной член семьи
«Мы уже так к ней привыкли, хотя поначалу хлопот было полно, – „жалуется“ хозяин. – Постоянно норовила убежать, чуть только дырку найдет в заборе и все – ищи ветра в поле. Убежит, и день ее нет. А к вечеру возвращается. А этим летом попала в капкан – прискакала из лесу на трех ногах, а задняя левая в крови и сломана. Ну, наложили жгут, как умели, Квитка с ним две недели проходила, и срослось. Правда, не очень хорошо, хромает немного. Зато перестала убегать из дому».
Сама Квитка гостей не очень любит – то ложится, то встает, не может найти себе места. Хозяин пытается успокоить ее лаской.
«Боишься фотоаппарата? – говорит он, гладя косулю. – Не бойся, никто тебя не заберет. Ты же меня любишь? Хорошая Квиточка!»
Лавриненко говорит, что в селе все знают, что у них живет лесная коза.
«А сосед один рассказывал, что видел, как из лесу приходил олень и стоял у нас возле ограды, – хвастается Виталий. – Кто знает, может Квитка уже нашла себе ухажера в лесу? Жаль, рассказать не может. Она у нас смирная: дружит и с собаками, и с котами – с одним белым котом чуть не целуется».
Жена Виталия Лавриненко Татьяна Ивановна добавляет, что косуля очень умная: «Мы разуваемся на крыльце, а дед иногда забывает. Ну, я и покрикиваю на него. Так Квитка теперь берет его ботинки зубами и выносит из дома – потом Виталик ищет их часами».
Виталий Лавриненко и Лесная Квитка души друг в друге не чают