13:41

пятница,
29 марта

Большие перемены в «Тур де Франс»

12.07.2013 / 09:31
Большие перемены в «Тур де Франс»
Во Франции проходит юбилейная, сотая веломногодневка

Веломногодневка «Тур де Франс-2013», или «Большая петля-2013» (так неофициально именуют французский гранд-тур) уже пересекла свой экватор. Настала пора решающих горных этапов.

Напомним, что в этом году знаменитая велогонка проводится в юбилейный, 100-й (!) раз. За свою историю она претерпела огромные изменения. Даже если сравнивать гранд-тур нынешний с супермногодневкой 20-летней давности, это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

«Взгляд» попробовал отследить эти изменения с помощью второго призера «Тур де Франс-1994» латвийца Петра Угрюмова, который 19 лет назад уступил в генеральной классификации лишь великому испанцу Мигелю Индурайну. Достижение Угрюмова до сих пор является лучшим среди гонщиков постсоветского пространства.

Гонка стала предсказуемой

«Сейчас у каждого гонщика есть рация, – рассказывает проживающий в Италии Угрюмов, который дебютировал на «Тур де Франс» в 1990 году. – Два десятилетия назад рации были только у капитана и еще пары ребят из команды, причем качество связи было так себе. Кстати, из-за раций гонка стала более предсказуемой. Когда средств связи не было, гранд-тур был намного интереснее. Ведь трудно было запомнить всех гонщиков и разрыв между ними в генеральной классификации. Поэтому, когда небольшой отряд уходил в отрыв, пелотон сразу наращивал темп, стремясь догнать беглецов. Сейчас же все куда более прозаичнее. Группа ребят ушла в отрыв, тренеры моментально посмотрели протоколы и просигнализировали гонщикам своих команд – отрыв для нас не опасен, особо не напрягайтесь».

В 1990-х было необязательно выходить на старт гонки в шлемах. «Только на гонках в Голландии, Бельгии и США организаторы требовали, чтобы гонщики были в защитных касках, – уточняет Петр. – В остальных странах – на усмотрение самого гонщика. 20 лет назад шлемы совсем другие были – из жесткого материала, при этом они слабо предохраняли от падений на асфальте. Сейчас все по-другому. Научно-технический процесс неумолим. Велосипед уже карбоновый, с лимитированным весом – должен весить не больше 6,5 килограммов. В мое время велосипеды по 8-9 кг весили. Ныне же даже параметры колес должны соответствовать регламенту».

Денег стало больше

Сейчас в мировом профессиональном велоспорте не удивишь бюджетами команд на уровне 15 миллионов евро. 15-20 лет назад все было гораздо скромнее. «На „Тур де Франс-1990“ я дебютировал в составе первой советской профессиональной команды „Альфа-Люм“, – вспоминает Угрюмов. – Разговоры о создании профессиональной велогруппы в СССР ходили еще с 1985 года. Но идею сумели осуществить лишь четыре года спустя. Помню открытые гонки, где мы, любители из СССР, соревновались с профессионалами. Причем ездили с ними на равных. В 1989 году базирующаяся в Сан-Марино фабрика по производству алюминиевых окон и дверей «Альфа Люм» выделила на создание команды годовой бюджет в размере миллиона долларов. Взамен мы рекламировали торговую марку этого небольшого предприятия на престижных гонках, а фабрика имела какие-то свои бизнес-интересы, закупая алюминий в СССР».

Десятка лучших велогонщиков мира ныне имеет контракты с шестью нулями в евровалюте. Первые советские профессионалы выступали за совсем другие деньги.

«В первый год существования команды у нас вообще не было контрактов, – резюмирует Петр. – Нас возили на престижные гонки, одевали, кормили-поили, предоставляли хороший инвентарь. А платили по 900 долларов в месяц на брата. Так мы вливались в профессиональный спорт. Но через год ребята уже сообразили, что к чему, начали подписывать контракты с командой. Там уже каждый договаривался за себя. Команда просуществовала всего два года – нас, советских гонщиков, потом просто завалили более заманчивыми предложениями другие велогруппы. Мы и разъехались кто куда».

Достижения украинцев

1995 год - Сергей Ушаков выиграл 13-й этап гранд-тура.

1997 год - на 11-м этапе Сергей Ушаков первым пересек финишную черту, однако за несоблюдение прямолинейности движения в финальном спринте был классифицирован на третье место.

2005 год - Ярослав Попович стал обладателем белой майки лучшему молодому гонщику (в зачет входят результаты гонщиков в возрасте до 25 лет)

2006 год - самая успешная веломногодневка для наших соотечественников. Украинцы триумфовали на трех этапах. Сергей Гончар победил на 7-м и 19-м этапах, причем после своей победы на седьмом этапе на протяжении трех дней надевал желтую майку лидера генеральной классификации. Ярослав Попович выиграл 12-й этап в День взятия Бастилии (14 июля).

Маршрут "Тур де Франс"

Этому гонщику не повезло: он поранился об колючую проволку

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
29 марта
28 марта