04:40

пятница,
26 апреля

Публикации Шоу-Біз

Актеры рассказали «Взгляду», как им работалось с Германом-старшим

21.02.2013 / 18:21
Актеры рассказали «Взгляду», как им работалось с Германом-старшим
Покойный режиссер создал особый киноформат

24 февраля в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище похоронят режиссера Алексея Германа-старшего. Он скончался на 75-м году жизни в ночь на 21 февраля в Военно-медицинской академии Петербурга от почечной недостаточности.

За свою жизнь Алексей Герман-старший снял всего пять с половиной фильмов (дебютный «Седьмой спутник» был поставлен в соавторстве с Григорием Ароновым), тем не менее режиссер был удостоен многих кинематографических наград. За фильмы «Проверка на дорогах« (1971), «Двадцать дней без войны» (1976) и «Мой друг Иван Лапшин» (1984) режиссер получил премии критиков Международного кинофестиваля в Роттердаме в 1987 году. А фильм «Хрусталев, машину!» (1998) был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Последней картиной мастера стала «История Арканарской резни» по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом», над которой Герман работал с 1990-х годов. Ее выход был намечен на этот год.

Актеры Николай Бурляев («Проверка на дорогах»), Юрий Цурило («Хрусталев, машину!») и Людмила Зайцева («Двадцать дней без войны») рассказали «Взгляду» о том, как им работалось с Алексеем Германом.

Николай Бурляев: «Герман останется 
законодателем 
в искусстве кино»

Масштаб любой личности трудно осознать при жизни, пока человек еще близок к нам. Мы можем что-то думать, предполагать, догадываться о его роли, но оцениваем по-настоящему только тогда, когда он уходит. И тут все дело в том, какой след мы после себя оставляем. Что же оставил нам Герман? Четыре полных фильма и один незаконченный. Но каждая из этих картин — невероятное событие не только для отечественного, но и для мирового кинематографа.

Нам с ним довелось познакомиться вскоре после того, как был закончен опальный фильм «Андрей Рублев». И тут поступило предложение от Германа приехать к нему на съемки фильма «Проверка на дорогах» — он дал мне отрицательную роль, каких я никогда не играл ни до, ни после него. У меня было свободное время, и я решил: «Почему бы не попробовать? Поеду!»

Мое первое впечатление о Германе, которого я до этого не видел и не знал, было неожиданным: я увидел в те годы еще молодого, толстенького человека, который почти все время молчал. Зато его жена, автор сценария Светлана Кармалита, была очень активной и много говорила. «Кто же снимает фильм, — недоумевал я, — Герман или его жена?» Проработав несколько дней, я уехал в полной уверенности, что ничего особенного из этой картины не получится. И только увидев фильм, осознал, как просчитался. Получился выдающийся фильм о войне, какой она показана у Германа — с неоднозначными человеческими характерами. К сожалению, картинапролежала на полке семнадцать лет.

Герман вел подвижнический образ жизни: для того, чтобы идти против всех и делать одну картину в пять, а то и в десять лет, нужно самоотречение и мужество. Таких людей всегда было немного в этом мире, а будет еще меньше — особенно сейчас, когда у нас все измеряется деньгами и люди занимаются не творчеством, а доходным промыслом. А такие режиссеры, как Тарковский и Герман, останутся законодателями в искусстве кино и для нас, и для грядущих поколений.

Юрий Цурило: «Герман был
горячим человеком»

Если бы меня попросили охарактеризовать Алексея Германа в нескольких словах, я бы сказал так: несмотря на внешнее кажущееся спокойствие и уравновешенность, он был очень горячим человеком — во всяком случае, во всем, что касалось работы. Если кричал, то по делу, хотя на актеров он не повышал голос никогда. Даже если человек демонстрировал полную профессиональную беспомощность, он не унижал его, как многие другие режиссеры, а помогал. Лучше него я режиссера не встречал, но это, к сожалению, уже неповторимо.

Великое счастье, что он успел закончить свою последнюю картину, — «Трудно быть богом», ее осталось только озвучить. Часто спрашивают, почему он так долго над ней работал. Прежде всего, он — человек дотошный, каждый кадр доводил до совершенства. Поэтому у Германа на все сто играли не только исполнители главных ролей, но и массовка на самом последнем, двадцать пятом плане — он скрупулезно работал даже с теми, кого потом в кадре, возможно, и видно не было. Он снимал картину не мелкими эпизодами, а большими кусками по десять, пятнадцать, а то и двадцать минут — редко какой режиссер сейчас так работает. К ﷯сожалению, он иногда болел, из-за чего съемки приостанавливались.

Алексей был большим умницей, человеком с тонким чувством юмора и высокой эрудицией, из-за чего вокруг него всегда было очень много народа — с ним было интересно. Он ведь происходил из интеллигентной семьи, боготворил своего отца — известного советского писателя Юрия Германа, по произведениям которого сняты такие его фильмы, как «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверка на дорогах».

Последний раз мы с ним встречались приблизительно год назад — на озвучке. Потом все как-то не получалось, о чем я сейчас очень жалею: то у меня съемки, то он в больнице лежал. Но если когда-нибудь я напишу о нем книгу, то назову ее «Двадцать два года счастья». Мы были знакомы двадцать два года, и все это время стало для меня настоящим счастьем.

Людмила Зайцева: «Алексей Герман — сам себе формат»

В фильме Германа «Двадцать дней без войны» я сыграла эпизод, хотя изначально в паре с Анатолием Солоницыным пробовалась на главную роль. Поскольку режиссер сделал ставку на Никулина, то и главная героиня требовалась постарше, и он выбрал Людмилу Гурченко. Когда он предложил мне маленькую роль женщины-снайпера в компании замечательных актеров, я с радостью согласилась.

Алексей Герман очень любил атмосферу и быт военного времени и умел очень точно его передать, что, на мой взгляд, было одной из самых сильных сторон Германа как режиссера. Каждый воротничок и каждая салфеточка были у него на своем месте, и ты, попадая на съемочную площадку, как будто переносился в иную эпоху. Он имел смелость и счастье снимать то, что хотел, к чему лежала его душа. Он был вне формата, Алексей Герман — сам себе формат.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
25 апреля
24 апреля