В обычном одесском гараже местный Кулибин Вадим Николайчук заканчивает сборку бомбардировщика времен Великой Отечественной войны – У-2 (на фото вверху). Причем собирает его из деталей, которые в свое время принадлежали настоящим бомбардировщикам. Необычному хобби 32-летний одессит уделяет все свободное время, а его у Вадима и так немного – парень работает и учится одновременно. Но уже через три месяца он обещает взлететь на собственноручно собранном кукурузнике.– Небом я заболел в детстве, – рассказывает «Взгляду» Вадим. – Хотел в летное поступить, да не сложилось. Десять лет работал водителем. Несколько лет назад даже звонил в Кировоградское летное училище, узнавал, какие нужно экзамены сдавать – но вот осуществить мечту на профессиональном уровне так и не получалось.Первым делом — самолетыТри года назад Вадим решил, что обязательно поднимется в небо, и начал собирать в гараже самолет. Выбрал одну из наиболее сложных моделей – У-2. В войну на них летали отважные женщины, которых называли «ночными ведьмами». Эти легкие бомбардировщики можно увидеть в фильме «В бой идут одни „старики“».– Мне эта модель понравилась из-за грузоподъемности, – говорит Николайчук. – Сам самолет весит 690 килограммов.Грузоподъемность у него просто фантастическая – 300 килограммов поднимает, как пушинку. Мне рассказывали, что он может и 800 кило поднять.С самолетом, конечно, приходится возиться – все комплектующие Вадим достает самостоятельно. Кое-какие оригинальные детали приходится заменять новыми, самодельными. Помощников у конструктора нет. Несколько раз коллеги помогли ему с токарными деталями, еще один знакомый здорово выручил с электрикой. Всему остальному пришлось учиться самостоятельно. Но Вадим этому только рад.– А что еще в свободное время делать – пиво пить или телевизор смотреть? – удивляется парень. – Так это не мое...Сейчас Вадим работает криогенщиком, на него же учится и в вузе. Его затею собрать в гараже самолет понимают далеко не все. Кто-то поддерживает, уважает конструктора, а кто-то и посмеивается. Но Николайчук не обращает внимания – он слишком занят своим увлечением.Собрать самолет – удовольствие не из дешевых. Вадим подсчитал, что только на детали и материалы уже потратил около восьми тысяч долларов. А если учесть еще и труд за три года – придется накинуть сверху минимум столько же. Да и летать, по подсчетам Вадима, недешево – его самолет будет потреблять 35 литров бензина в час. Только топливо на один час полета обойдется в 350 гривен.Но Вадим не из тех, кто опускает руки.– В небо поднимусь обязательно, – уверяет он. – А потом посмотрим, может быть, на собственном самолете буду поля опрыскивать или еще какой-нибудь бизнес придумаю. Главное сейчас – достроить кукурузник.На крыльях за картошкойПока в Одессе достраивают У-2, в житомирском гараже производство летательных аппаратов уже поставили на поток. Пенсионера Василия Артемчука в области знают и уважают многие изобретатели и авиалюбители. Он уже успел сделать три вертолета, несколько самолетов, два дельтаплана и автожир – гибрид вертолета и самолета.– На областном аэроконкурсе 31 мая показывал собственный вертолет, – говорит Артемчук. – Он у меня называется просто «Номер три».Конструированием летательных аппаратов в советские времена занимались еще дед и отец Василия Артемчука. В 1970-х отец пенсионера Яков Артемчук, бывший военный летчик, летал на собственном аппарате за картошкой в деревню, чем очень раздражал КГБ.Несмотря на привитую отцом любовь к небу и самолетам, Артемчука не приняли в летную школу по состоянию здоровья.– Поэтому занялся конструированием летательных аппаратов самостоятельно, начал еще в 1985 году, – рассказывает пенсионер. – Процесс, конечно, трудоемкий. На все про все могу потратить от двух до пяти лет. Но я работать люблю. Кроме летательных аппаратов, я и мельницу собственноручно сделал, и мотоплуг, и молотилку, и даже небольшую ветряную электростанцию.В последние годы Василий Артемчук активно строит вертолеты. Сам делает чертежи, проекты, сам собирает – все с помощью подручных средств. Затраты на материалы покрывает небольшая пенсия.– Винт последнего аппарата сначала собрал из обычных досок, – смеется конструктор. – К раме прикрепил двигатель от мотоцикла. Здесь главное правильно рассчитать аэродинамику – тогда все получится. На собственном вертолете Василий Артемчук раньше летал на дачу, используя под посадочную площадку огород. Сейчас он ослеп на один глаз, так что за штурвал садится нечасто. А вот в аэроклубе и на конкурсах своим опытом делится очень охотно.Его крымские коллеги из Феодосии — братья-пенсионеры Плахотнюки — построили свою оригинальную версию вертолета из подручных материалов еще в позапрошлом году. Владимир и Александр использовали обычный металлолом: колеса от автомобилей, часть поливочной машины, старый реактивный двигатель. Основной принцип работы такого аппарата в том, что реактивная турбина сжимает воздух и подает его в двигатель. Конструкция выходит значительно легче, поскольку не требуется много громоздких деталей. Однако инновацией Плахотнюков также никто не заинтересовался.Вертолеты пенсионера Артемчука демонстрируют на аэроконкурсахКрымские пенсионеры собирают свои «ласточки» из металлоломаВасилий Артемчук — не единственный пенсионер, бороздящий украинские небеса.Его товарищ по хобби из Симферополя Виктор Юзва заканчивает свой седьмой (!) самолет и уже в сентябре будет его испытывать. Детище он назвал просто и поэтично — «Ласточка». Виктор уверяет, что она сможет развивать скорость до 120 км/ч и взмывать на высоту до семи километров. До этого пенсионер поднимался в воздух на собственноручно сконструированном «Селезне».— Летать жутко хотел с детства, — признается Виктор Юзва. — Но в учебку не прошел по состоянию здоровья. Зато попал в аэроклуб. Начал изучать технику конструирования, динамику, собирать детали. Так и к своим самолетам пришел. Главное в этом деле — желание.Его крымские коллеги из Феодосии — братья-пенсионеры Плахотнюки — построили свою оригинальную версию вертолета из подручных материалов еще в позапрошлом году. Владимир и Александр использовали обычный металлолом: колеса от автомобилей, часть поливочной машины, старый реактивный двигатель. Основной принцип работы такого аппарата в том, что реактивная турбина сжимает воздух и подает его в двигатель. Конструкция выходит значительно легче, поскольку не требуется много громоздких деталей. Однако инновацией Плахотнюков также никто не заинтересовался.Виктор Юзва готовит уже седьмой летательный аппарат