Второй этаж одного из уютных зданий, расположенных по улице Жилянская, 68 в Киеве, занимает пункт приема помощи для украинской армии, организованный волонтерами. С раннего утра до позднего вечера неравнодушные к судьбе украинских солдат люди принимают все необходимые вещи, которые приносят им люди, фасуют по коробкам и лично отвозят в зону АТО, передают на блок-посты или в воинские части.
Работа в пункте приема помощи кипит. Главный организатор работы волонтеров – Георгий Тука. Он координируется непосредственно с командирами и солдатами, которые принимают участие в боевых действиях, таким образом, узнает конкретно о потребностях солдат. «Мы работаем именно с «низовым звеном»: естественно, мы понимаем, что своими силами мы не обеспечим всю армию, поэтому, делаем все, что в наших силах», – рассказал Тука «Взгляду».
Коррупция на «передовой»
Ежедневно из уст людей, родственники которых находятся в горячих точках, АТО мы слышим рассказы о том, как солдаты, стоящие на передовой, далеко не всегда получают собранную для них помощь. Парни жалуются на командиров, которые, по словам рядовых, разворовывают гуманитарную помощь. Это подтверждают и матери бойцов 72-й механизированной бригады, которые держат оборону в районе границы с Россией в Луганской области. По словам Марии Романюк, сын которой служит в бригаде пулеметчиком, большая часть помощи парням не доходит. Женщина за свои деньги покупала сыну бронежилет, каску, берцы. Продукты питания парням сбрасывают с вертолета за 5 км от их дислокации, если подлетит ближе – его собьют. Солдаты потом ищут сброшенную посылку в лесах.
По словам волонтера Георгия Туки, помощь солдатам лучше всего доставлять непосредственно в нижние звенья: взводы, роты, батальоны – так больше шансов, что солдаты ее получат. Если же передавать непосредственно в штаб АТО или воинскую часть – это может замедлить передачу посылки, или же о ней могут попросту забыть.
«Я не хочу наговаривать, что там разворовывают, но бывают такие случаи, когда передачи лежат невостребованными, достаточно длительный период времени. То ли не доходят руки у командования их передать дальше ребятам, то ли нет возможности – в разных ситуациях по-разному. Бывают такие ситуации, когда физически невозможно передать, если какой-то блок-пост или подразделение находятся в окружении, или заблокировано», – говорит Тука.
Сомнительные бронежилеты не передавать
Говорить о том, что бронежилеты, которые передаются волонтерами, не соответствуют качеству – это неправда. По словам Туки, существует несколько волонтерских групп, которые, прежде чем отвозить бронежилеты в зону АТО, неоднократно передавали защитные пластины на отстрел, и если пластина не выдерживала испытаний, волонтеры от таких бронежилетов отказывались. Тука подтверждает, что предприятие «Темп 3000» достаточно хорошо себя зарекомендовало на рынке. Но когда завод выиграл тендер на поставку брони, то, оказалось, что физически он не в состоянии в сжатые сроки выполнить этот заказ, поэтому наша армия полностью не обеспечена бронежилетами.
Бронежилеты более низкого качества, по словам Туки, попадают в зону АТО чаще всего не через волонтеров, а через убитых горем матерей и жен, которые в панике бросаются собирать помощь своим родным.
«Ко мне таких обращений поступает минимум 50 в день. Если я на себя беру ответственность рекомендовать кого-то, то только исключительно производителя. Я никогда в жизни не рекомендовал никаких перекупщиков и барыг, к которым отношусь крайне негативно», – говорит организатор волонтерской группы.
По его словам были случаи, когда перекупщики подделывали бронеплиты, вставляли в бронежилет пластины гораздо меньшей прочности и продавали людям, которые в этом абсолютно ничего не понимают.
«Показывали, что это супер-броня и таким образом, продавали, грубо говоря, картон по цене бронестали. В результате такие бронежилеты попадали через родственников, друзей на передовую», – рассказывает Тука.
Армии нужны шлемы и форма
Георгий Тука выяснил, что проблема номер один в украинской армии – это защитные шлемы. «Если с бронежилетами где-то какой-то свет в конце тоннеля виден, то проблема с защитными шлемами даже в первом приближении не имеет никакого решения», – сетует волонтер. Он отметил, что собственное производство шлемов в Украине практически отсутствует, единственный производитель, который изготавливает качественные шлемы – «Темп 3000», но если он не в состоянии обеспечить полностью заказ на бронежилеты, то говорить об изготовлении шлемов просто не приходится. Единственный путь – закупать шлемы заграницей.
«Дешево не бывает, к сожалению, но в масштабах государства – это копейки. Грубо говоря, один Land Cruiser – это 1000 шлемов. По Киеву очень много ездит таких машин, намного больше, чем нам нужно шлемов. Поэтому, эти суммы просто несопоставимы», – отмечает он. Вторая проблема – обмундирование, которое у ребят из-за интенсивной работы непосредственно в зоне АТО очень быстро изнашивается. Тука говорит, что за месяц украинские берцы просто «убиваются», то же самое с формой. «С величайшим страхом ежедневно думаю о том, что осень не за горами и что будет в холодную пору с нашими парнями, это тяжело себе представить», – с сожалением говорит он.
Как волонтеры передают помощь
Тука говорит, что волонтеры сами проезжают вглубь АТО, чтобы передать посылки. По возможности передают непосредственно на блок-посты или в населенные пункты, которые контролируются украинскими солдатами. «К сожалению, это не всегда возможно и безопасно, но стараемся дотянуться туда, куда можно», – отмечает волонтер.