Мир из бумаги
– Мы с братом были творческими детьми, – признается Ася. – Пробовали все понемногу – и пели, и танцевали, и рисовали в детстве. Я даже школу искусств посещала.
Впервые Ася занялась «бумагой» еще в 10 лет.
– Как-то долго болела дома, – вспоминает мастерица. – Хотелось заняться чем-то интересным, пока мама с папой были на работе. Ребенку для счастья много не надо – кусочек пластилина, или всего лишь бумажные листы. Вот я и начала вырезать всякие фигурки.
А вот всерьез увлеклась бумагопластикой девушка уже в университете. На втором курсе студентам преподавали предмет: бумажная пластика. Кое-кто из студентов не понимал всей тонкости бумажного дела, так что будущей мастерице пришлось даже выручать однокурсников собственными образцами.
Вспомнив детство Ася так увлеклась, что уже через год открыла собственную персональную выставку «Увлечение белым».
– Это был огромный риск, – рассказывает Ася. – Ведь искусство вырезать из бумаги совсем новое для Украины. Многим – не понятное. Пока я готовила выставку, знакомые спрашивали – зачем тратить время на 2-гривенную работу. Но я не сдавалась. Главное верить в свои силы.
Кропотливая работа с бумагой, как оказалось, требует не только усердия и терпения, но и опыта: «Я исхожу из принципа: все, что нас окружает, имеет свой собственный рисунок. Художник старается передать это красками на бумаге. У меня немного иная цель – спроектировать все это из бумаги».
Рискнул показать работы мастерицы необычного жанра Черкасский художественный музей. И не прогадал. Всеукраинская слава к Асе пришла быстро. У Козиной появились поклонники, ученики, а саму девушку начали приглашать на мастер-классы.
Впрочем, уже третий год мастерица живет в небольшом городке Тосно, недалеко от Санкт-Петербурга. А виной всему – любовь. В Черкассах Ася встретила будущего мужа и приехала вместе с ним в Россию. Дмитрий – художник, так что в его лице Ася нашла не только помощника, но и единомышленника.
– Сначала, конечно, пришлось трудно в другой стране, – говорит Ася. – Но выручила очень… бумага. Я никак не могла запомнить местные достопримечательности: как что называется и где оно расположено. И начала просто вырезать эти здания из бумаги. Как только вырежу – сразу же запоминаю, как называется собор, где он расположен и что в нем особенного.
Скальпель и чистые руки
Все инструменты мастерицы спокойно можно уложить в одну большую косметичку. Это всевозможные ножницы, скальпели, пинцеты, шила, зажимы. Есть даже стоматологические инструменты. Все потому, что рук бумага не любит.
– Это понимание пришло с опытом, – сознается Ася. – Какими бы чистыми не были руки – на бумаге все равно останутся пото-жировые следы. Сначала это будет незаметно, а со временем бумага покроется желтыми пятнами.
Несмотря на обилие инструментов, избежать контакта рук с бумагой не получается. Отсюда и привычка – мыть руки по нескольку десятков раз в день.
– После переезда в Россию у меня возникла проблема с бумагой, – призналась Ася. – Дело в том, что в Украине купить обычный материал фирмы «Монди» не составляет проблем. А вот в России ватманы немного другие – для художников они подходят идеально, а вот для моих работ – нет. Пришлось изначально возить рулонами ватманы из Украины.
Многие, кто приглашает Асю Козину для проведения мастер-классов уверены, что бумажную куклу любой начинающий сможет сделать за 2-3 часа. Делов-то…
– На самом деле я начинаю обучение с того, как правильно согнуть бумагу, – смеется Ася. – Многие берут и сгибают лист обычным способом. На самом деле так бумагу можно только… поломать. Чтобы согнуть лист – его нужно… погладить и сделать это, как можно аккуратнее.
Сейчас Ася преподает в художественной школе и устраивает мастер-классы. На занятиях – ученики от трех до шестидесяти лет.
– Особенно умиляют люди преклонного возраста, – делится мастерица. – Они с такой радостью и трепетом орудуют ножиками. А малыши очень часто становятся соавторами моих работ.
Только недавно Ася с подопечными организовали настоящий костюмированный бумажный бал в стиле «рококо». Все костюмы, прически и украшения – сделаны из бумаги в натуральную величину. Некоторые ученики так загорелись идеей, что родителям приходилось едва ли не насильно тянуть их домой с занятий.
Не без казусов
– Недавно я узнала, что одна российская студентка писала дипломную работу по бумажной пластике и воспользовалась без моего ведома моими вытынанками, – смеется девушка. – Но я не в обиде. А еще меня очень поразила девушка из Бразилии, которая написала мне на электронную почту письмо с просьбой воспользоваться моими куклами, чтобы создать свои. Я, конечно же, разрешила. А она прислала фотографии своих кукол из бумаги. Почти все были выполнены в бразильском народном стиле. Они мне безумно понравились.
Веселые невесты
и скучные женихи
В прошлом году Ася увлеклась новым проектом – бумажные свадебные костюмы народов мира. Над созданием она трудится вместе с мужем. И уже называет свою работу интернациональной, и, скорее, более этнографической, чем художественной.
– Наряды невест часто вдохновляют модельеров, – делится мастерица. – Самое интересное в таких костюмах то, что вещи зачастую имели скрытый сакральный смысл, а сейчас превратились в модные атрибуты. Мне этот проект интересен тем, что свадебные костюмы – особенные, не предназначенные для повседневной жизни. Большинство из них начинают исчезать. Думаю, в Монголии люди очень охотно посмотрят на свадебные костюмы африканского племени Зулу, а африканцы оценят старинный свадебный наряд Японии.
Больше всего времени при создании скульптур занимает поиск информации. Выручает гугл-переводчик.
– Даже если взять конкретную страну – в каждом городе есть свои особенности свадебных костюмов, – рассказала Ася. – Например у японских невест идет два головных убора. А на косы надевали накосники, чтобы в невесту не вселился злой дух и специальную косынку – цунакукуси. Обо всем этом нужно найти точную информацию, и воссоздать из бумаги.
Невесты, как сознается Ася, даются ей легче, нежели создание скульптур женихов.
– Мужчин делать немного скучно, – признается девушка. – Они не такие колоритные, как невесты.
Бумажная пластика – сравнительно новое искусство, хотя за рубежом уже появились именитые мастера именно в этой сфере. Впрочем, попробовать себя стремятся многие – ведь затраты на такое искусство копеечные, а удовольствия – масса.