Даже бомба, которая взорвалась бы где-нибудь в тиши кабинетов единого парламента Европы, произвела бы меньший эффект, чем исследование Еврокомиссии. Первый же опытный «замер» уровня коррупции в ЕС показал: «на лапу» дают два европейца из трех.
Бревно в глазу
Свое исследование Еврокомиссия проводила во всех 28 странах ЕС. Ожидалось, что проблема – в Брюсселе ее пренебрежительно называют «детской болезнью» – будет свойственна молодым демократиям Румынии и Венгрии, только входящим в Евросоюз. Но в результате вскрыли ящик Пандоры. Отчет изобилует фразами вроде «умопомрачительные масштабы» и «катастрофические последствия», а общий ущерб объединенной экономике ЕС оценивается в сумму не менее 120 млрд евро.
«В Европе нет зон, свободных от коррупции», – констатировала еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем – именно ей довелось срывать маски, озвучивая отчет.
Насколько же в реальности велика проблема, и так ли лукавят еврокомиссары, обличая украинских чиновников в мздоимстве?
Судя по прошлогоднему рейтингу Transparency International, Украина по уровню взяточничества замыкает список из всех европейских стран. А с коррупцией в тех или иных проявлениях сталкивались трое из пяти наших сограждан.
Выяснилось, что в странах ЕС этот показатель – три четверти. А более половины опрошенных Еврокомиссией людей считают, что ситуация только ухудшается, а правительства стран ведут себя так, будто проблемы не существует вовсе!
19 % украинцев признались компании TNS в том, что давали взятку в прошлом году
«На лапу» дают, несмотря на прогрессивные законы
Дальше – только цифры: о засилье коррупции заявили 99% участников опроса в Греции, 97% – в Италии, 95% – в Литве, Испании и Чехии, 94% респондентов в Хорватии. Каждый третий болгарин, румын и грек признался, что в последнее время давал кому-то «на лапу». Поляки, словаки и венгры конкретизировали: платили врачам.
Бьет тревогу бизнес. Три из четырех предпринимателей пожаловались на необходимость «подмазывать» чиновникам (а если бизнесмен живет в Италии или Греции, мзды и вовсе не избежать). Ситуация с госзакупками не намного лучше, чем у нас.Треть фирм предположили, что их «обскакали» более сговорчивые конкуренты.
«И все это несмотря на хорошее антикоррупционное законодательство, принятое в странах ЕС, – посетовала Мальмстрем. – Его не всегда эффективно применяют, отсутствует политическая воля».
Еще бы, законы в странах (особенно новичках) выверены до буквы – без них дорога в ЕС была бы заказана. Украина также идет по этому пути – еще в 2011 году был принят новый антикоррупционный закон, ужесточивший наказание (например, срок можно получить за взятку в 85 грн). Помог исправить ситуацию и новый УПК.
«Разница между Украиной и ЕС в целом – в отношении к коррупции. Если у нас это хроническая болезнь, у них – недомогание, которому не дают разгуляться. Если не справляется сама страна, ее принуждают чиновники в Брюсселе», – пояснил «Взгляду» директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Человеческая природа никуда не девалась
120 млрд евро. Общая сумма ущерба от коррупции для сведенного бюджета стран ЕС
Но если рассматривать взяточничество, как социальный феномен, каких-либо странностей в «детской болезни» Евросоюза нет. Эксперты считают, что чем больше развиваются технологии слежения за неблагонадежными элементами (в нашем случае – чиновники, работники силовых и проверяющих структур, судьи, врачи и т.п.), тем более изощренные способы уходить от закона придумывают сами объекты слежки.
«Ничего удивительного в отчете нет. Человеческая природа никуда не делась, и коррупция, конечно же, дает о себе знать даже в старых странах-членах ЕС, не говоря уже о "новичках" из бывшего соцлагеря, – резюмировал Толстов. – Налицо охота к быстрой наживе, притяжение бизнеса к политике».
Побороть же коррупцию в украинских реалиях, по мнению экспертов, можно благодаря планомерной работе: по-настоящему низкого уровня «старой Европе» (Британии, Франции, Германии) удалось достигнуть не сразу. Чего стоили только антикоррупционные законы, принятые Маргарет Тэтчер в 70-е: за решеткой оказались сотни крупных чиновников, уличенных во взяточничестве.
«Чернобыльские» миллионы крутили годами
Нечистоплотные схемы можно проиллюстрировать простым примером: в середине двухтысячных европейцы собрали на возведение нового объекта «Укрытие» над ЧАЭС более 1 млрд евро (по другим данным – порядка 990 млн). Средства положили на счета Евробанка реконструкции и развития – подальше от соблазна для украинских чиновников.
«Конечно, как и любые другие деньги они там "крутились". Поэтому и ЕБРР не был заинтересован в строительстве "Укрытия". Зачем, проценты же капают» – рассказал бывший глава МЧС Валерий Кальченко.