Автомобили и маршрутки вытесняют трамваи с улиц украинских городов. Под их натиском то тут, то там убирают рельсы. Многие горожане недовольны тем, что старейший вид городского транспорта может исчезнуть, и даже объединяются в клубы, чтобы их сохранить.
Увлечение детства
Киевлянин Максим Шарафан, которому недавно исполнился 21 год, восхищается трамваями с детства. В то время как его сверстники играли с машинками, он предпочитал деревянные фигурки трамваев и троллейбусов. Давно он определился и с будущей профессией: решил стать вагоновожатым. Сейчас парень учится на художника по дереву и готовится поступать в железнодорожный университет.
«Ездить я научился в Дарницком депо, но прав у меня пока нет. Раньше на них можно было сдавать с 18 лет, сейчас планку подняли до 21, поэтому еще не успел. Мне так нравятся трамваи, что я бы в них и свою свадьбу сыграл. Это было бы очень оригинально», – делится со «Взглядом» Максим.
Говорить о трамваях парень может долго, знает о них очень много. Сожалеет, что сейчас этот экологичный вид транспорта теряет свои позиции. «Еще в 1970-1980 годах, если вы пришли на остановку и не успели на трамвай, то на горизонте уже показывался следующий. Интервалы между ними были очень короткие», – говорит Шарафан.
Трамвайная победа
Со временем Максим нашел единомышленников. В основном общение происходит в интернете на посвященных трамваям форумах, но периодически ребята собираются вживую, в одном из депо Киева. Причем на таких собраниях они не сидят сложа руки, а стараются сделать что-то полезное. Так, недавно им удалось собственными силами, за свои деньги восстановить деревянный ретро-трамвай. Теперь этот старинный транспорт возит экскурсии от Контрактовой площади до Пущи-Водицы.
«Его хотели списать, но мы обновили и перекрасили салон, подвели электронику. Депо отремонтировало ходовую», – рассказывает другой активист, Евгений Гура.
Он вспоминает, как в 2006 году вместе с друзьями-студентами реставрировал еще и трамвай-кафе. «Мы часто собирались после пар, шли в подольское трамвайное депо и сидели там до девяти вечера: красили, ремонтировали», – говорит Гура.
Ребята старались не зря: сейчас эти вагоны пользуются огромной популярностью среди молодоженов. «Как-то на Контрактовую подъехал лимузин, из него вышли нарядные жених с невестой, чинно пересекли площадь и лихо заскочили в трамвай. Прохожие были шокированы такой необычной сменой транспорта. На что молодожены ответили: машины – это привычно, а трамвай – оригинально», – улыбаясь, говорит Шарафан.
Время от времени встречи клуба устраивают на природе. Как-то, арендовав трамвай, ребята махнули в Пущу-Водицу. Устроили там отличный сюрприз для любимых женщин на 8 Марта.
Любимая работа
Киевлянин Александр Вангородский свое увлечение и вовсе превратил в профессию: трудится водителем скоростного трамвая № 1. Работу называет сложной, но любимой.
«Для меня движение и стук колес – это своеобразная романтика. Поэтому хоть и уходил отсюда пару раз, все равно возвращался. Привык уже. И к тому, что у меня вторая смена – работаю с двух часов дня до двух часов ночи. И к тому, что составы и колеи очень изношены», – рассказывает Александр, который курсирует по маршруту Михайловская Борщаговка – Вокзал. Рассказывает и смотрит на ускользающее под колесами трамвайное полотно.
Александр Вангородский и вовсе превратил свое увлечение в профессию
Киевлянин Максим Шарафан мечтает сыграть в трамвае свою свадьбу