Пенсионер из Хмельницкого Леонид Фартушняк сумел воплотить в жизнь свою мечту – построить собственный дом. Правда, возвел он его не из кирпича, а из... пустых бутылок.
Имея двухкомнатную квартиру в Хмельницком, Леонид Фартушняк всегда мечтал о доме. Денег у пенсионера не было, была лишь мечта и дачный участок за городом. Идея выстроить дом из подручных материалов родилась абсолютно случайно.
«Я живу возле железнодорожного вокзала, – говорит Леонид Григорьевич. – Каждое утро, выгуливая собаку, я наблюдал одну и ту же картину – вся привокзальная площадь усеяна бутылками. Из-под пива подбирали сразу же, а вот бутылки из-под шампанского не принимали. Так и появилась идея использовать стеклянную тару».
Бутылочная мафия
Однако родня Леонида идею встретила в штыки. Более того, жена подняла мужа на смех и, посчитав, что соседи по даче примут мужчину за сумасшедшего, строго запретила всякое строительство. Однако мысль об эксперименте упорно продолжала преследовать Фартушняка. Втайне от жены, под предлогом прогулки с собакой, пенсионер каждое утро собирал бутылки и на первой электричке отвозил их на дачу.
«Однажды ко мне подходит бомж и говорит: „Ты чего здесь пасешься, это моя территория», – рассказывает Леонид Фартушняк. – Я не обратил внимания, и на следующее утро начались проблемы. Подходят несколько прилично одетых мужчин и начинают говорить «по понятиям». Мол, если работаю, то надо платить, к тому же эта территория занята. Хорошо, подбежал мой Барс, и они немного успокоились. Я стал объяснять, что собираю бутылки из-под шампанского, которые не принимают, а когда рассказал для чего, меня посчитали ненормальным и отвязались».
Поддержка селян
Каждое утро пенсионеру удавалось собрать около двух десятков бутылок – в рюкзак больше не помещалось. К тому же от железнодорожной станции до дачного участка полтора километра Леониду часто приходилось идти пешком.
Будучи пенсионером (мужчина всю жизнь проработал учителем труда), Леонид в качестве дополнительного заработка чинил электроприборы. Соседи по дачному участку часто приносили перегоревшие утюги и стиральные машины. Вскоре к ним присоединились и жители деревушки Масовцы, что рядом с дачей. Вот именно они и поддержали смелую идею пенсионера.
«Им было интересно, получится у меня или нет, – говорит Леонид Григорьевич. – Тракторист Василий в благодарность за починенный электромотор привез тысячу бутылок. Были и такие, которые предлагали купить у них тару, но я всегда отказывался из принципа и теперь с гордостью могу заявить, что на строительство дома не потратил ни копейки. Все по бартеру: починил утюг – люди привезли песка, перемотал электромотор – подвезли цемента».
На строительство дома у Леонида Фартушняка ушло 10 лет и 20 тысяч бутылок.
Солнечные зайчики
Дом, построенный Фартушняком, небольшой – всего 5 на 7 метров. Стены высотой 2 метра 20 см, а внутри здание поддерживают шесть колонн из кирпича. Пол в доме тоже из бутылок. И только крыша покрыта шифером.
«Крышу сделал добротную – взял крепкие балки, покрыл шифером, – продолжает Леонид Фартушняк. – Потолок снизу подбил ДСП, потом промежуток из пластиковых бутылок вперемешку с щепками, а чердак устелил досками. Конструкция не только легкая, она еще и хороший теплоизолятор».
Сначала архитектор-самоучка решил строить дом без окон – рассчитывал, что свет будет попадать через бутылки. Однако передумал и решил сделать два окна. Кстати, подоконники также сделаны из бутылок, правда, из плоских – водочных. Теперь как только солнечные лучи падают на стены, комната сразу же наполняется разноцветными «зайчиками».
Одиночное плавание
В 2000-м году, прожив с супругой 42 года, Леонид Фартушняк развелся. Жена эмигрировала, с ней уехали сын, дочь и пятеро внуков.
«Жена хотела уехать на родину в Израиль, – объясняет Леонид. – А я не захотел – тут и квартира, и дом. Сын недавно приезжал, предлагал все продать и переехать к ним. Даже покупателя нашел. За дачу и квартиру несколько лет назад предлагали почти 100 тысяч долларов. Сын говорит: „Пап, за такие деньги ты там будешь жить припеваючи“. Я отказался – не хочу помирать на чужбине».
Теперь Фартушняк живет один. В подвале дома пенсионер хранит овощи и фрукты, выращенные на его 16 сотках. Из малины Леонид Григорьевич делает домашнее вино, а Новый год уже третий год подряд празднует с соседкой.