В Киеве давно назрела необходимость реконструировать Бортническую станцию аэрации, но даже прорыв дамбы неделю назад так и не заставил городские власти сделать решительные шаги в этом направлении. Только вчера глава КГГА Александр Попов наконец-то озвучил сумму, в которую городу обойдется первичная реконструкция станции и строительство илосжигательного завода: в 1,6 млрд грн.
Подлатают, но не сейчас
«Мы уменьшим площадь канализационных сооружений и построим завод, который поможет сушить ил, сжигать его и решит проблему эксплуатации иловых полей... Стоить все это будет примерно 1 миллиард и 600 миллионов гривен», — заявил столичный градоначальник.
Но горожанам радоваться рано: реконструкция опасного и зловонного объекта вряд ли начнется в этом году. До конца 2013 года городские власти в лучшем случае лишь успеют подготовить проектную документацию и провести тендер по поиску подрядчика строительства. Сейчас разработкой реконструкции занимается институт «Киевинжпроект». В прошлом году его специалисты полностью закончили и утвердили проект реконструкции Первой насосной станции БСА, а с начала этого года принялись за новые станцию и илосжигательный завод. Подробности этого проекта пока неизвестны.
«На данный момент еще нет точного представления, как будет выглядеть станция после реконструкции, есть несколько вариантов, — рассказал «Взгляду» директор института Николай Марченко. — Если все-таки руководство города решит строить завод по сжиганию ила, то его производительность будет очень высокой — более 100 тонн золы в день».
Круговорот отходов
в природе
Сейчас процесс переработки отходов на Бортнической станции аэрации такой. Сначала 800–850 тыс. кубометров сточных вод попадает в грабельное отделение, где отсеивается весь мусор размером более 5 мм. Ежедневно таким образом фильтруется приблизительно 9 тонн мусора, который перенаправляют на завод «Энергия» для сжигания. Потом воды пропускают через песколовки и заводят в первичные отстойники. Далее направляют в аэротенки (специальные резервуары. — «Взгляд»), где воду очищают от органических веществ при помощи активного ила, насыщенного воздухом. Финальная часть — термообработка ила. После этого еще горячий ил (ежедневно порядка 12 тыс. кубометров) по илопроводам направляют на поля, где он просушивается естественным путем, а очищенную воду сливают в канализацию.
«Если все же примут решение строить илосжигательный завод — это будет огромный плюс, — считает советник главы правления по вопросам информационной политики ПАТ «АК «Киевводоканал» Виктория Яковлева. — Ведь из просушенного ила можно делать удобрения для выращивания так называемого быстрого, или технического леса. Это древесина низкого качества, которая потом идет на изготовление ящиков и дешевой мебели. А золу, которая остается после сжигания высушенного ила, добавляют в состав бетона, асфальта и других промышленных смесей».