В декабре Виктор Янукович посетит Китай. Это будет уже второй его визит в Поднебесную за время президентства.
«Взгляд» узнал, каковы итоги сотрудничества со второй экономикой мира.
Наша делегация подпишет несколько договоров. Почву подготовил первый вице-премьер Сергей Арбузов, уже посетивший Китай раньше. Стоит отметить, что сотрудничество принесет нашей экономике существенные выгоды – как в плане обмена опытом и технологиями, так и в части дешевых заемных ресурсов. Речь идет минимум о $20 млрд инвестиций. По мнению политолога Дмитрия Выдрина, речь не о «возвратных» кредитах, а о прямых вложениях. А это и рост ВВП, и создание рабочих мест.
«Разговоры о миллионах китайцев, которые приедут к нам работать – миф, – заявил Выдрин. – Китайских специалистов будет от силы несколько десятков. Речь о топ-менеджерах, которые будут внедрять современные технологии».
Мост в Европу
Как отметил эксперт Украинского института публичной политики Игорь Шевляков, для Китая сотрудничество с нашей страной открывает колоссальные возможности.
«Удачное расположение нашей страны может помочь дальнейшей экономической экспансии Поднебесной в Европу. Если запланированное сотрудничество перерастет в реальную работу, их бизнесмены смогут поставлять произведенные в Украине товары в Европу, значительно экономя на транспортных издержках. Особенно привлекательной наша страна будет, если ей удастся договориться о возможности беспошлинных поставок авто как в страны ЕС, так и в СНГ», – отметил Шевляков.
Упор на инфраструктуру
Китай уже заявил о готовности инвестировать $3 млрд в отечественный агросектор. Созданные СП будут выращивать зерновые и бобовые культуры, разводить свиней. Кроме этого, Поднебесная готова вложиться в восстановление системы орошения на юге страны.
А во время предыдущих визитов были подписаны предварительные договоренности о строительстве глубоководных портов. Ведь ныне в Украине не могут принимать современные крупнотоннажные суда. Параллельно с этим китайские инвестиции пойдут на модернизацию обычных и железных дорог, по которым товары будут доставлять в порты.
Также есть договоренности о совместном строительстве жилья. Современные технологии снизят стоимость квадратного метра в таких домах до $300. Кроме этого, активное сотрудничество будет налажено в авиакосмической, машиностроительной, энергетической отраслях.
Поезд на самолет
В начале ноября «Укрзализныця» запустила проект «Воздушный экспресс». Это электричка, которая свяжет аэропорт «Борисполь» со столичным вокзалом. Стоимость утвержденного проекта – $372,3 млн. Кредит на 15 лет под правительственные гарантии предоставил Эксимбанк Китая. Процентная ставка – всего 3,5% годовых. В августе железнодорожники получили первую часть денег – 33 млн грн, которые потратят на замену инженерных коммуникаций. Экспресс обещают запустить в начале 2015-го.
Китай інвестує в модернізацію систем зрошення південних областей України. Це надзвичайно вигідні інвестиції, особливо для України, адже вони дозволять наростити виробництво товарів сільського господарства в декілька разів. Більше того, їх є куди експортувати – в Китай.
Китайский рынок исчисляется 1,3 миллиардов потребителей. Сам он не может полностью обеспечить свой внутренний рынок товарами АПК, в 2013/2014 Китай намерен увеличить экспорт зерновых. И именно в такой ситуации Украина сможет увеличить свой экспорт в Китай. Хотя уже сегодня можно говорить о том, что он вырос на 49% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Украина рассчитывает на кредит от Китая, вместо МВФ. И не зря рассчитывает, как по мне. Во-первых, МВФ совсем уже сбрендил требовать повысить цену на газ для населения на 40%, то есть увеличить его затраты, и при этом заморозить рост пенсий и з/п. Как вообще людям в таких условиях жить? А во-вторых, у Китая есть возможности дать нам кредит и нет причин отказывать, ведь ЗВР Китая составляют 3,66 трлн долларов.