00:50

пятница,
29 марта

Публикации Фінанси Особисті фінанси

Осторожно: нас обманывают в супермаркетах

25.10.2013 / 11:55
Осторожно: нас обманывают в супермаркетах
Тарас Козуб
Как играючи избежать неприятностей при покупке товаров в большом магазине?

Супер-, гипер- и мегамаркеты вскоре будут штрафовать за надувательство покупателей. Рада планирует рассмотреть законопроект, согласно которому за манипуляции с товаром или с его размещением дирекции магазина придется платить. Правда, штрафы копеечные: за обсчет, просроченный продукт и отсутствие кассового аппарата – всего 850 грн.

Чтобы научиться избегать обмана, «Взгляд» составил «бродилку» по супермаркету.

На самом деле махинаций множество: обвес, подделка, да и на кассе могут недодать сдачу. Плюс чехарда с ценами, когда ценники на полку клеют косо, чтобы перекрывали друг друга. К тому же перебивают сроки годности. А у прилавков «слабаков» поджидают мерчендайзеры, чья профессия – «сплавить» нужный продукт.

«Наша задача – привлечь покупателя. Достигаем этого за счет грамотной выкладки в торговом зале, оформления рекламы, расстановки ценников», – рассказал менеджер по подбору персонала Евро-Азиатской службы стимулирования сбыта Виталий Конта.

Самый ходовой товар ставят на «золотую» полку. Его купят в первую очередь. Он оформлен ярко и красочно. По пути покупатель увидит целый ворох ненужных, но красивых вещей. Их будет куда поместить: у входа ставят много больших тележек, которые только подзадоривают простофиль.

А снижение цен часто происходит лишь на словах: товар просто фасуют меньшими порциями, чем у конкурентов.

Правила поведения для покупателей

Сохраняйте чеки и не показывайте сумки

Если заметить «ловкость рук» кассира, обсчитавшего вас на кассе, еще как-то возможно, то обман консультантов вскрыть гораздо сложнее.

«Недавно поступила жалоба от человека, который приобрел насос. Понадеялся, что консультант назвал ему верные данные, но в итоге насос не подошел. По закону товар был в эксплуатации и возврату не подлежит: деньги потрачены впустую, – рассказывает юрист Семен Фисинчук. – Единственный выход: обратиться в суд и попробовать доказать, что консультант обманул».

И полбеды, если речь идет о бытовых товарах. Когда обманывают продавцы медпрепаратов, можно в придачу к деньгам лишиться и здоровья. В первую очередь это касается БАДов – пищевых добавок. Если на упаковке написано, мол, товар улучшает здоровье – это нарушение.

Кроме того, есть ряд несложных практических правил, очерчивающих права потребителя. «Охрана не может досматривать сумку и корзину покупателя. В процедуре должны участвовать понятые. На продтовары и химпром есть гарантийные сроки: если покупка с браком, ее можно вернуть или заменить. Для этого необходимо сохранить чек. Следует знать также, что есть ряд товаров, которые возврату и обмену не подлежат, например лекарственные препараты, предметы личной гигиены, детские игрушки, аудио- и видеотовары», – пояснил юрист.

Синий цвет – «отдых», красный – «бодрость»

Рекламисты уделили большое внимание особенностям восприятия цветов. Они влияют на эмоции – стало быть, побуждают покупать. Например, синий цвет банки кофе Maxwell House привлекает людей, для которых процесс кофепития – приятный отдых, а красный у Nescafe – призывает взбодриться. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправдано применение красного в упаковке 6% молока «Домик в деревне»: волнение и активность не сочетаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной. Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов: молочные изделия – белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба; хлебобулочные – желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие.

Мнения экспертов

Начальник отдела управления качеством товаров «Метро Кеш энд Керри Украина» Людмила Владова: «Производители, которые дорожат своим имиджем, стараются делать качественную маркировку срока годности хранения продукта. Они, например, используют лазерные этикетки или этикетки, которые сложно оторвать. На таких этикетках нельзя изменить срок годности на маркировке незаметно для покупателя. Очень важно, чтоб соблюдалась непрерывная «холодная» цепочка на протяжении всего процесса: производства товаров, их транспортировки, приема и хранения в магазине, транспортировки покупателем из магазина. Также на протяжении всего этого процесса важно следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм».

Заведующим юридическим отделом инспекции защиты прав потребителей Киевской области Семен Фисинчук: «При проверках мы в первую очередь обращаем внимание на внешний вид товара и отбраковываем то, что может быть опасно для здоровья по органолиптическим показателям: цвету, запаху, форме, вкусовым качествам. Сам покупатель, внимательно присмотревшись к тому, что приобретает, тоже может по этим же параметрам определить товар, непригодный к употреблению. Но, к сожалению, с жалобами к нам обращаются достаточно редко. Гораздо чаще мы сами выявляем некачественный товар в ходе проверок».

Правила поведения в больших магазинах

Следите за сроками! Мясо должно поступать в продажу в течение трех дней после забоя. Фаршу добавьте еще два дня (если не удалось продать мясо, его перерабатывают). Можно попросить документы: там указан допустимый и реальный уровень микрофлоры. Перевозка, хранение производятся при очень низких температурах: сотрудники трудятся в шубах. «Мясного» сока быть не должно. Особое внимание – полуфабрикатам: специями убивают запах.

Рыба, особенно копченая, имеет специфический запах. Она не должна находиться рядом с «молочкой», мясом и овощами. Покупать следует осторожно, сверяясь со сроком годности на ценнике. Важно, чтобы было указано, охлаждена рыба или заморожена.

«Приятную мелочевку» размещают неподалеку от касс – так ее проще продать. Но стоит она, как правило, на треть дороже, чем в специализированных магазинах.

Продукты, расположенные рядом с игрушками/щеточками/брелоками, – нарушение «товарного соседства». Покупать их не рекомендуется.

Некоторые овощи/фрукты «не дружат» друг с другом. Яблоки нельзя продавать вместе с киви, авокадо – с виноградом. Гнилую продукцию иногда продают как «уцененную». Но покупать ее нельзя: магазин обязан утилизировать гниль как отходы или отдать животным.

Важна температура хранения («подвальная», или 15 градусов). Ищите контрольные весы – они обязаны быть в каждом магазине.

Мука впитывает запахи: если она расположена рядом с «химией», покупать ее не рекомендуется. Дешевые, но хорошие сорта муки иногда «прячутся» на нижних ярусах стеллажей. Крупы дешевле покупать на развес.

Хлеб не ставят рядом с молоком, чтобы усложнить задачу покупателю. Проделав лишний путь, он купит кучу ненужных товаров. Остерегайтесь покупать уцененный хлеб.

Собираясь в магазин, возьмите холщовую сумку. Сбережете экологию и не будете тратиться на пакет. Проверьте, нет ли с собой других товаров: если рамка на выходе «запищит», предстоит объяснение с охраной. Знайте «свой» магазин, в незнакомом – запоминайте маршрут к нужным товарам.

Большое умение – покинуть магазин, достигнув ближайшей кассы. Будьте осторожны: цена товара на кассе может отличаться от указанной на ценнике. Платите по ценнику.

Соки и воду нельзя продавать рядом с рыбой или «химией»: они впитывают ядовитые пары – можно отравиться. Выбирайте качество: яркая и дорогая упаковка на верхних ярусах не всегда означает сок. Это может быть смесь – «нектар». И не всегда большая упаковка – дешевая. Выбирайте фруктовый сок от производителя из той страны, где растут фрукты.

Расплачиваться лучше карточкой. Если ее нет, держите под рукой мелочь. Товары, оставленные рядом с лентой, не берите – причина отказа неизвестна.

В книжном магазине та же самая книга стоит дешевле в 1,5 раза. Да и выбор там больше. Рядом с продуктами книги стоять не могут – впитают запах. А если на купленное издание в корзине пролилось молоко, платить не нужно.

«Химия» – в дальнем углу (даже отдельно от корма для животных). Не каждый магазин может ее продавать. Ищите украинское – дешевле и экологичней. Не покупайте носки и нижнее белье в этом отделе. Следите за ценами: на нижних полках они дешевле.

Внимание на состав: «маслом» и «сметаной» могут называться субпродукты. То же касается и сыров (смотрите маркировку). Яйца с молоком рядом стоять не должны – портятся. И следите за годностью!

Разбилась бутылка молока? Из упаковки выпало яблоко? Если вы еще не расплатились, все потери – за счет магазина. Заставить вас платить он не может.

Рядом с пивом «паркуют» орешки и прочие разорительные снеки. Элитные сорта виски размещают так, что они сразу попадают в поле зрения, дешевые придется поискать. И верьте не мерчендайзерам, а своему опыту.

Как бродить по супермаркету

Кликните, чтобы увеличить

Каждому покупателю выдаются «символические» 100 грн. Фишки на старт, бросайте кубик – и вперед!

Переход хода

Заходите в отдел и покупаете товар. Минус 10 грн.

Проходите по «длинному» кругу (сворачивать налево).

Вас «поймала» охрана! Возвращайтесь на кассу №1.

Выходите из магазина через ближайшую кассу.

В конце игры подсчитываете расходы:

Если осталось более 50 грн, вы экономный покупатель.

Если осталось до 50 грн, вы задерживались у полок дольше чем надо.

Если ушли в «минус», вы транжира!

Удачных покупок!

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
28 марта
27 марта