23:54

воскресенье,
26 мая

Публикации Фінанси Особисті фінанси

Как защитить свои права при конфликте с охраной в супермаркете

19.06.2013 / 09:20
Как защитить свои права при конфликте с охраной в супермаркете
фото - Олег Гордиенко
От обыска можно отказаться, а за испорченный товар платить не обязательно

Многие сталкивались с тем, что на выходе из торгового зала срабатывает сигнализация и охранник просит открыть пакет и предъявить чек. Покупатель обычно начинает оправдываться: выворачивает сумку, карманы. Или другая ситуация: покупатель нечаянно портит товар, а потом менеджер требует возместить магазину ущерб. «Взгляд» разбирался, что делать в таких ситуациях.

Охрана не вправе проводить обыск

Иван Рыжов отоваривался в одном из крупных столичных супермаркетов. Оплатив на кассе чек, он пошел к выходу, но сработала сигнализация.

– Ко мне подошел охранник и попросил показать покупки и чек. Я не придал значения и открыл пакет, достал чек, – говорит Иван. – Не найдя краденого товара, мне предложили открыть личную сумку, которую я не сдал в камеру хранения магазина. Я спешил, потому не стал сопротивляться. Меня отпустили, но я чуть не сгорел от стыда, поскольку многие посетители живут в этом же районе и наверняка подумали, что я вор.

Мало кто из покупателей знает, что они могут не позволить охране копаться в их сумках, если сработала сигнализация.

– Если срабатывает сигнализация, посетителя подозревают в краже, и здесь уже отношения переходят в разряд уголовно-правовых, – объясняет юрист Марина Полищук. – Но, согласно принципу презумпции невиновности, человек невиновен, пока его вину не докажут. Охранник может попросить показать содержимое пакета, но демонстрировать его или нет – право покупателя. Он может отказаться, и заставить его, а тем более проводить обыск, никто, кроме сотрудников милиции, не имеет права. Единственное, что может сделать охранник – задержать покупателя до приезда милиции. Если воровство не подтвердилось, руководство торговой точки обычно пытается загладить свою вину, а покупатель вправе требовать возмещение морального ущерба.

Кстати, юридически торговая точка не имеет права отказать в обслуживании посетителю, не сдавшему сумку в камеру хранения.

За разбитую вазуплатит магазин

Иногда встречаются ситуации, когда покупатель в супермаркете нечаянно разбивает или ломает товар. Обычно такие инциденты заканчиваются тем, что посетитель возмещает ущерб.

Маргарита Ковальчук из Харькова купила в супермаркете продукты и уже на пути к кассе стала обходить другую покупательницу с корзинкой. Из-за этого она нечаянно сдвинула лоток, с которого тотчас же попадали и разбились почти все яйца. В итоге женщине пришлось заплатить за них. А вот Виктор Савин отказался оплачивать стоимость двух ваз, которые упали и разбились в то время, когда он рассматривал копилки, стоявшие рядом.

– Согласно гражданскому кодексу, риск случайной порчи товара несет продавец, – рассказали в Киевском городском управлении по защите прав потребителей. – То есть магазин не может взыскать стоимость товара, непреднамеренно поврежденного в пределах торгового зала или того, который не донесли невредимым до кассы. Считается, что договор купли-продажи не заключен: покупка не оплачена, и кассового чека, подтверждающего сделку, нет. Исключение – только если продавец докажет умышленную порчу товара посетителем.

Магазин не может взыскать стоимость товара, непреднамеренно поврежденного в пределах торгового зала или того, который не донесли невредимым до кассы.

Если нашли червяков в крупах

Свои права нужно отстаивать не только тогда, когда вас обвиняет супермаркет, но и в том случае, если вас пытаются обмануть другим способом.

К примеру, если вы заметили, что в магазине продается некачественный товар, нужно позвать администратора. Далее продублировать свою жалобу в книге жалоб и предложений. При этом обратить внимание на подлинность документа – он должен быть прошит, иметь нумерацию, печати и подписи. Магазин сразу же должен избавиться от партии некачественного товара. Для дальнейшего контроля стоит оповестить Управление по защите прав потребителей.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
26 мая
25 мая
24 мая