Многие сталкивались с тем, что на выходе из торгового зала срабатывает сигнализация и охранник просит открыть пакет и предъявить чек. Покупатель обычно начинает оправдываться: выворачивает сумку, карманы. Или другая ситуация: покупатель нечаянно портит товар, а потом менеджер требует возместить магазину ущерб. «Взгляд» разбирался, что делать в таких ситуациях.
Охрана не вправе проводить обыск
Иван Рыжов отоваривался в одном из крупных столичных супермаркетов. Оплатив на кассе чек, он пошел к выходу, но сработала сигнализация.
– Ко мне подошел охранник и попросил показать покупки и чек. Я не придал значения и открыл пакет, достал чек, – говорит Иван. – Не найдя краденого товара, мне предложили открыть личную сумку, которую я не сдал в камеру хранения магазина. Я спешил, потому не стал сопротивляться. Меня отпустили, но я чуть не сгорел от стыда, поскольку многие посетители живут в этом же районе и наверняка подумали, что я вор.
Мало кто из покупателей знает, что они могут не позволить охране копаться в их сумках, если сработала сигнализация.
– Если срабатывает сигнализация, посетителя подозревают в краже, и здесь уже отношения переходят в разряд уголовно-правовых, – объясняет юрист Марина Полищук. – Но, согласно принципу презумпции невиновности, человек невиновен, пока его вину не докажут. Охранник может попросить показать содержимое пакета, но демонстрировать его или нет – право покупателя. Он может отказаться, и заставить его, а тем более проводить обыск, никто, кроме сотрудников милиции, не имеет права. Единственное, что может сделать охранник – задержать покупателя до приезда милиции. Если воровство не подтвердилось, руководство торговой точки обычно пытается загладить свою вину, а покупатель вправе требовать возмещение морального ущерба.
Кстати, юридически торговая точка не имеет права отказать в обслуживании посетителю, не сдавшему сумку в камеру хранения.
За разбитую вазуплатит магазин
Иногда встречаются ситуации, когда покупатель в супермаркете нечаянно разбивает или ломает товар. Обычно такие инциденты заканчиваются тем, что посетитель возмещает ущерб.
Маргарита Ковальчук из Харькова купила в супермаркете продукты и уже на пути к кассе стала обходить другую покупательницу с корзинкой. Из-за этого она нечаянно сдвинула лоток, с которого тотчас же попадали и разбились почти все яйца. В итоге женщине пришлось заплатить за них. А вот Виктор Савин отказался оплачивать стоимость двух ваз, которые упали и разбились в то время, когда он рассматривал копилки, стоявшие рядом.
– Согласно гражданскому кодексу, риск случайной порчи товара несет продавец, – рассказали в Киевском городском управлении по защите прав потребителей. – То есть магазин не может взыскать стоимость товара, непреднамеренно поврежденного в пределах торгового зала или того, который не донесли невредимым до кассы. Считается, что договор купли-продажи не заключен: покупка не оплачена, и кассового чека, подтверждающего сделку, нет. Исключение – только если продавец докажет умышленную порчу товара посетителем.
Магазин не может взыскать стоимость товара, непреднамеренно поврежденного в пределах торгового зала или того, который не донесли невредимым до кассы.
Если нашли червяков в крупах
Свои права нужно отстаивать не только тогда, когда вас обвиняет супермаркет, но и в том случае, если вас пытаются обмануть другим способом.
К примеру, если вы заметили, что в магазине продается некачественный товар, нужно позвать администратора. Далее продублировать свою жалобу в книге жалоб и предложений. При этом обратить внимание на подлинность документа – он должен быть прошит, иметь нумерацию, печати и подписи. Магазин сразу же должен избавиться от партии некачественного товара. Для дальнейшего контроля стоит оповестить Управление по защите прав потребителей.