Электронная коммерция растет буквально по часам. Аналитические компании comScore и Forrester установили, что за год украинцы купили и продали в сети на $1,6 млрд грн. А до конца года страна перешагнет барьер в 2 миллиарда.
По долгосрочным прогнозам, в следующие 5 лет рост составит 400%. «Взгляд» узнал, чем привлекает электронная торговая площадка украинского потребителя, каковы простейшие правила безопасности в сети.
Кот в мешке
В интернет уходят не только барахолки и вещевые развалы, но и вполне респектабельные магазины. Главная причина – дешевизна: продавцам не нужно арендовать зал в торговом центре (или вывозить на рынок б/у одежду и технику), а покупатель оказывается буквально в одном щелчке мыши от товара.
«Росту продаж способствует целый ряд причин: цены на интернет-площадках ниже по сравнению с розничными точками, покупатель экономит время. А главное – это просто удобно: не нужно никуда идти, все доставят прямо на дом в удобное время», – сказал «Взгляду» пресс-секретарь интернет-портала Slando.ua Сергей Колосков.
По данным Prom.ua, по заказам на первом месте – одежда, обувь и аксессуары, на втором – стройматериалы. Второе делят авто-мото и велотехника.
По статистике, сетевой покупатель – человек 25-40 лет. Скорее всего, он живет в столице или крупном городе и имеет стабильную работу. Аналитики портала Price.ua установили, что в этом году около 14% жителей Украины совершили хотя бы одну покупку в интернете. А изучают товар гораздо интенсивнее, чем европейцы: поисковики используют для исследования 56-60% потребителей (против 33-41% в странах ЕС).
Тратят в сети также больше жителей Евросоюза. Если украинец совершает покупки онлайн часто, его траты на шопинг составляют $714, и это больше, чем в Германии ($677).
«В Украине почти 20 миллионов активных интернет-пользователей – почти половина всего населения. На первом месте по заходам на торговые площадки киевляне, за ними – жители городов-миллионников, – рассказал „Взгляду“ руководитель отдела комплексных проектов „Ашманов и партнеры Украина“ Александр Федотов. – Пионером онлайн-торговли, показавшим, что в сети все действительно дешевле, была „Розетка“. Сейчас идею перехватили другие компании».
Слоган «В Сети дешевле!» подхватили даже так называемые ритейлеры – компании, продающие товары на розничных площадках. Например, «Мобилочка» и «Comfy», запустившие широкомасштабную рекламную кампанию о продажах в интернете.
«Они акцентируют внимание покупателя на дешевизне, переводя тем самым оффлайн-покупателей в сеть. Для них это выгодное увеличение продаж за счет сокращения издержек на офис и персонал», – считает Федотов.
Почта и банки
Параллельно с онлайн-торговлей развиваются и сопутствующие услуги. Появились компании, специализирующиеся на пересылке товаров по Украине. Стоимость самой маленькой посылки – от 10 грн. Веяние времени поняли и банкиры: крупные финучреждения разработали кредиты специально для сетевых покупателей.
Что делать, если вас обманули
Немедленно обратитесь в милицию с письменным заявлением.
Сообщите о преступлении администрации торговой площадки в сети. Попросите зафиксировать электронный след покупки – это вещдок.
Храните историю общения с мошенником, факт перечисления денег (выписку со счета).