08:25

воскресенье,
22 декабря

Публикации Фінанси Особисті фінанси

Проверено на себе: как супермаркеты извлекают деньги из наших кошельков

17.03.2013 / 18:27
Проверено на себе: как супермаркеты извлекают деньги из наших кошельков
Бизнесмены делают ставку не только на психологию, но и на более традиционные и опасные способы увеличения продаж

Чтобы увеличить продажи, крупные торговые сети не только расширяют ассортимент и проводят различные акции, но и прибегают к дополнительным уловкам. «Взгляд» узнал, как нас заставляют покупать ненужные вещи, и выяснил, как не попасться на удочку маркетологов.

Невербальные хитрости

Супермаркет начинает обрабатывать клиента уже на входе — с помощью фоновой музыки. Она в торговых залах не простая, а, как выражаются психологи, «эмоционально тонированная». Эти мелодии в начале прошлого века изобрели в США. Спокойные композиции склоняют к импульсивным покупкам, а энергичные — заставляют тратить деньги быстрее. Таким способом с помощью громкости и ритма в супермаркетах регулируют человекопоток. Еще один важнейший инструмент маркетологов — запах. Сильнее всего на психику влияет аромат свежевыпеченного хлеба — он вызывает чувство голода и притягивает к хлебобулочному отделу, который обычно расположен в глубине торгового зала. Еще один «крючок», о котором не задумываешься, — тележки. Их необъятный размер подталкивает купить больше, чем планировалось. Успокаивают и стимулируют делать незапланированные покупки и теплые цвета, которые используются при оформлении супермаркетов. Все вышеперечисленное — не ноу-хау украинских ритейлеров, а калька с западных стандартов. «Все эти уловки не адаптированы под наш менталитет, — утверждает социальный психолог Олег Покальчук. — К тому же, исходя из финансового уровня населения, реально в Украине действуют лишь два маркетинговых хода: „где ближе“ и „где дешевле“». Однако отечественные бизнесмены делают ставку не только на психологию, но и на более традиционные и опасные способы увеличения продаж.

Фарш в респираторах

Алексей Костицкий, устроившийся на работу в один из супермаркетов Винницы, с первого же дня сделал для себя множество шокирующих открытий. Новичка отправили стажироваться в цех переработки несвежей курятины. «Я не знал, что будущая еда может быть настолько плоской, зеленой и вонючей. В помещение невозможно зайти, работаем в респираторах. Отдел, где делают фарш, — самый страшный. В фарш идет разное мясо, не только куриное, но всегда несвежее. Первую неделю работы меня тошнило, я не мог смотреть даже на домашнюю еду», — вспоминает Костицкий. Со временем он привык, но куриное мясо в его семье перестали готовить вообще, боясь отравиться. Впрочем, нередко причиной отравления становится не жажда наживы продавцов, а халатность самих покупателей. «Если вы взяли что-то из холодильника, а потом передумали это покупать — не поленитесь отнести упаковку на место. Часто покупатели оставляют товар, от которого решили отказаться, у кассы или вовсе где попало. Мясо или рыба могут лежать там неделями. Мясо подгнивает, картонная упаковка впитывает выделившийся сок и идет пятнами. Когда товар находят, его возвращают в холодильник. Проверяйте перед покупкой упаковку на наличие таких пятен», — рекомендует сотрудница одного из столичных супермаркетов. Нередко продавцы переклеивают ценники с датой изготовления и шприцем откачивают образовавшуюся жидкость из несвежих продуктов в вакуумной упаковке.

Случайные покупки

К неправильно расставленным ценникам покупатели уже давно привыкли. Найти в своем чеке шесть упаковок йогурта вместо купленных пяти — обычное дело. Иногда кассиры пользуются невнимательностью покупателя и тем, что одна торговая марка выпускает несколько наименований товара. Поэтому в чеке вместо сигарет Davidoff за 15 грн может оказаться пачка одноименного кофе за полсотни. Хозяйственная киевлянка Татьяна Глухова придумала свой метод борьбы с подобными ситуациями. «Я всегда раскладываю товары по группам, в определенном порядке. И слежу за тем, чтобы так они и проходили по чеку. Так легче сориентироваться при проверке цен. На возражение продавцов отвечаю, что пользуюсь программой „Домашняя бухгалтерия“: удобно сверять расходы. Отказать мне не имеют права. Еще ни разу им не удалось меня обмануть!» — делится опытом девушка. Нередко мошенничеству на кассе способствуют сами покупатели. Длинная, утомленная ожиданием очередь не любит дотошных «считак», сверяющих каждую копейку в чеке.

В расчете на карточку

А вот свежий «карточный» развод еще только набирает массовую популярность из-за сложности исполнения и недоверия украинцев к расчетам платежными картами. В магазине кассовый аппарат «подкручивают» так, чтобы показатель времени на нем разнился с соответствующим показателем на карточном терминале. В итоге клиенту пробивается и отдается правильный чек, а с карты списывается совсем другая сумма. Со счета собеседника «Взгляда» мошенники сняли 477 грн вместо положенных 205. Выявить обман удалось с помощью SMS-банкинга: прочитав сообщение еще у кассы, мужчина устроил скандал и добился возврата денег. Переход на электронную технику изменил и классический подход к обвешиванию. По признаниям работников супермаркетов, немного «поколдовав» над современными весами, можно обеспечить привес до 300 г. Дополнительные граммы выставляются перед взвешиванием, поэтому с обманом бороться нетрудно: просто надо контролировать, чтобы изначально на дисплее красовался ноль.

Планируйте покупки заранее

Берите с собой определенную сумму денег в соответствии с составленным списком

Если список небольшой, берите корзину вместо тележки

Не ходите за покупками голодным

Тщательно проверяйте этикетки и даты изготовления

Чаще моргайте — музыка, подсветка и запахи могут ввести в покупательский транс

Перед кассой проверьте вашу корзину на предмет случайных ненужных покупок

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 декабря
20 декабря
19 декабря