19:00

четверг,
25 апреля

Публикации Країна Суспільство

Крымчанка выжгла на кухонных досках более пяти тысяч картин

17.10.2013 / 14:51
Крымчанка выжгла на кухонных досках более пяти тысяч картин
Крымчанка за 30 лет выжгла на кухонных досках больше пяти тысяч картин

Симферопольская учительница Наталья Золотарева уже более тридцати лет увлекается пирографией – художественным выжиганием по дереву. За это время умелица, не имея художественного образования, создала более пяти тысяч портретов, изображений животных и пейзажей на разделочных досках, скалках, лопатках для сковородок и даже солонках.

Цена хобби – шесть рублей

Квартира Натальи Золотаревой пропитана легким запахом жженой древесины – сказывается увлечение одним из самых древних видов искусства. А началось все в далеком 1972 году, когда Золотарева была студенткой.

«Пирографией увлеклась во время учебы в университете, – вспоминает Наталья Михайловна. – В те времена я очень любила рисовать на бумаге и подумать не могла, что так увлекусь выжиганием. Но как-то увидела выжигатель по дереву „Умелец“ – и меня зацепило, купила его в магазине „Техника для молодежи“ за шесть советских рублей (сегодня пирограф стоит не меньше ста пятидесяти гривен. — „Взгляд“) и начала жечь. Первую выставку своих работ устроила в университете, посвятила ее своему новорожденному сыну. Так с тех пор и не надоело: могу выжигать и дома, и в гостях, и когда телевизор смотрю, и когда что-то по хозяйству делаю!»

Выжженные «звезды»

Пока радушная хозяйка рассказывает о своем творчестве, «Взгляд» не спеша гуляет по коридору, прихожей и кухне, увешанным пирографиями. Здесь и Мэрилин Монро, и Владислав Галкин, и Юрий Гагарин. По соседству с ними – вечный мушкетер Михаил Боярский, и Сергей Золотухин Со «звездами» соседствует природа. Тут и вороные лошади, и сова, которая вот-вот заухает, и рыбы, плавающие в зеркальной заводи.

«Мне, как женщине, хотелось в первую очередь украсить кухню. Поэтому стала выжигать на разделочных досках и лопатках, – рассказывает Наталья. – Сколько в год пирографий делаю – никогда не считала. Потом это добро или продаю на ярмарках, или друзьям и знакомым дарю, когда приезжаю к ним в гости. Знаете, как приятно – возвращаешься через время, а твоя работа висит у них на видном месте. Никто еще не использовал „мои“ разделочные доски по прямому назначению. Только как декоративные украшения».

Легкими движениями руки

Наталья Золотарева говорит, что самое важное – это правильно выбрать «полотно» для очередной картины. Выбирает доски на ощупь, царапает их ногтем, чтобы понять структуру древесины – ведь она бывает разной: есть мягкая и твердая, гладкая и грубая. От формы доски зависит то, какой рисунок будет на ней: натюрморт, портрет или пейзаж.

«Раньше я чаще всего использовала липу, березу, дуб и граб. Но сейчас – в основном бук, который на заказ мои знакомые присылают из Западной Украины. С бамбуком больше не работаю, сделала из него несколько досок: очень он твердый, пока один сантиметр выжжешь, с тебя семь потов сойдет, и пара часов пройдет, – делится опытом мастерица. – Хотите посмотреть, как я выжигаю?»

Женщина садится за стол, надевает очки, берет доску и шлифует ее наждачной бумагой. Затем Наталья Михайловна включает в розетку пирограф, и, пока тот нагревается, карандашом набрасывает рисунок лошади. После этого, затаив дыхание, проводит выжигателем тонкую линию, и на доске появляется лошадиная голова.

«Теперь вы попробуйте, – приглашает Наталья Михайловна. – Не давите слишком сильно, а то образуется глубокий черный след. Когда ведете линию, расслабьте руку и пальцы. Что, задерживаете дыхание, будто стрелок перед выстрелом? Теперь вы понимаете, как иногда трудно работать с пирографом. Ошибки приходится „стирать“ скальпелем или ножичком, а от этого портится рисунок».

Кстати, в выжигании используется только три цвета: черный – для контурных, «жирных» линий, коричневый – для легких штрихов и цвет самой поверхности. Кто-то покрывает картины лаком, но наша мастерица отказывается: доска темнеет, желтеет, и рисунок портится.

Покупатели любят пейзажи

По словам Натальи Михайловны, желающий выжигать должен быть усидчивым, внимательным, терпеливым, иметь хорошее зрение и твердую руку. Ведь нужно прорисовывать мелкие детали: крохотные бусинки, перышки птицы, чешуйки рыбы. Без них не будет жизни в рисунке.

«У меня семь пирографов с разными насадками: тонкими, толстыми и с узором для нанесения орнамента, – рассказывает умелица. – На одну доску у меня уходит от пятидесяти до ста двадцати часов работы. Самая большая моя картина – натюрморт размером 100×90 сантиметров, я продала ее на аукционе».

Наталья говорит, что если едет путешествовать (побывала мастерица уже в восемнадцати странах мира. – «Взгляд»), то старается организовать на месте выставку.

«На выставках, в основном, я и продаю свои работы, – рассказывает мастерица. – Цены разные: за границей – от ста долларов, в Украине – двести или триста гривен. Чаще всего покупают крымские пейзажи, натюрморты и животных».

Уметь рисовать — необязательно

По словам мастера, в Украине и России пирография не особенно популярна. Наталья Золотарева – одна из немногих, кто серьезно занимается выжиганием. По количеству работ с ней может конкурировать наверное только американская художница-самоучка Джулия Бендер.

«Когда я только начинала выжигать, не было никаких пособий или учебников по пирографии, никто выжиганию не учил. Сейчас же полно и книг, и фильмов, жги – не хочу. При этом уметь рисовать необязательно, можно и через копирку изображение на поверхность наносить. Главное – любить пирографию, – раскрывает секрет Наталья Михайловна.

Широко распространена пирография на своей родине в Англии. Интересный факт – электрический выжигатель был изобретен пятнадцатилетним мальчишкой. До того использовались раскаленные в огне металлические спицы. Кстати, еще английские пираты, пируя в трактирах между набегами, выжигали на столах целые истории о своих приключениях.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
25 апреля
24 апреля