Симферопольская учительница Наталья Золотарева уже более тридцати лет увлекается пирографией – художественным выжиганием по дереву. За это время умелица, не имея художественного образования, создала более пяти тысяч портретов, изображений животных и пейзажей на разделочных досках, скалках, лопатках для сковородок и даже солонках.
Цена хобби – шесть рублей
Квартира Натальи Золотаревой пропитана легким запахом жженой древесины – сказывается увлечение одним из самых древних видов искусства. А началось все в далеком 1972 году, когда Золотарева была студенткой.
«Пирографией увлеклась во время учебы в университете, – вспоминает Наталья Михайловна. – В те времена я очень любила рисовать на бумаге и подумать не могла, что так увлекусь выжиганием. Но как-то увидела выжигатель по дереву „Умелец“ – и меня зацепило, купила его в магазине „Техника для молодежи“ за шесть советских рублей (сегодня пирограф стоит не меньше ста пятидесяти гривен. — „Взгляд“) и начала жечь. Первую выставку своих работ устроила в университете, посвятила ее своему новорожденному сыну. Так с тех пор и не надоело: могу выжигать и дома, и в гостях, и когда телевизор смотрю, и когда что-то по хозяйству делаю!»
Выжженные «звезды»
Пока радушная хозяйка рассказывает о своем творчестве, «Взгляд» не спеша гуляет по коридору, прихожей и кухне, увешанным пирографиями. Здесь и Мэрилин Монро, и Владислав Галкин, и Юрий Гагарин. По соседству с ними – вечный мушкетер Михаил Боярский, и Сергей Золотухин Со «звездами» соседствует природа. Тут и вороные лошади, и сова, которая вот-вот заухает, и рыбы, плавающие в зеркальной заводи.
«Мне, как женщине, хотелось в первую очередь украсить кухню. Поэтому стала выжигать на разделочных досках и лопатках, – рассказывает Наталья. – Сколько в год пирографий делаю – никогда не считала. Потом это добро или продаю на ярмарках, или друзьям и знакомым дарю, когда приезжаю к ним в гости. Знаете, как приятно – возвращаешься через время, а твоя работа висит у них на видном месте. Никто еще не использовал „мои“ разделочные доски по прямому назначению. Только как декоративные украшения».
Легкими движениями руки
Наталья Золотарева говорит, что самое важное – это правильно выбрать «полотно» для очередной картины. Выбирает доски на ощупь, царапает их ногтем, чтобы понять структуру древесины – ведь она бывает разной: есть мягкая и твердая, гладкая и грубая. От формы доски зависит то, какой рисунок будет на ней: натюрморт, портрет или пейзаж.
«Раньше я чаще всего использовала липу, березу, дуб и граб. Но сейчас – в основном бук, который на заказ мои знакомые присылают из Западной Украины. С бамбуком больше не работаю, сделала из него несколько досок: очень он твердый, пока один сантиметр выжжешь, с тебя семь потов сойдет, и пара часов пройдет, – делится опытом мастерица. – Хотите посмотреть, как я выжигаю?»
Женщина садится за стол, надевает очки, берет доску и шлифует ее наждачной бумагой. Затем Наталья Михайловна включает в розетку пирограф, и, пока тот нагревается, карандашом набрасывает рисунок лошади. После этого, затаив дыхание, проводит выжигателем тонкую линию, и на доске появляется лошадиная голова.
«Теперь вы попробуйте, – приглашает Наталья Михайловна. – Не давите слишком сильно, а то образуется глубокий черный след. Когда ведете линию, расслабьте руку и пальцы. Что, задерживаете дыхание, будто стрелок перед выстрелом? Теперь вы понимаете, как иногда трудно работать с пирографом. Ошибки приходится „стирать“ скальпелем или ножичком, а от этого портится рисунок».
Кстати, в выжигании используется только три цвета: черный – для контурных, «жирных» линий, коричневый – для легких штрихов и цвет самой поверхности. Кто-то покрывает картины лаком, но наша мастерица отказывается: доска темнеет, желтеет, и рисунок портится.
Покупатели любят пейзажи
По словам Натальи Михайловны, желающий выжигать должен быть усидчивым, внимательным, терпеливым, иметь хорошее зрение и твердую руку. Ведь нужно прорисовывать мелкие детали: крохотные бусинки, перышки птицы, чешуйки рыбы. Без них не будет жизни в рисунке.
«У меня семь пирографов с разными насадками: тонкими, толстыми и с узором для нанесения орнамента, – рассказывает умелица. – На одну доску у меня уходит от пятидесяти до ста двадцати часов работы. Самая большая моя картина – натюрморт размером 100×90 сантиметров, я продала ее на аукционе».
Наталья говорит, что если едет путешествовать (побывала мастерица уже в восемнадцати странах мира. – «Взгляд»), то старается организовать на месте выставку.
«На выставках, в основном, я и продаю свои работы, – рассказывает мастерица. – Цены разные: за границей – от ста долларов, в Украине – двести или триста гривен. Чаще всего покупают крымские пейзажи, натюрморты и животных».
Уметь рисовать — необязательно
По словам мастера, в Украине и России пирография не особенно популярна. Наталья Золотарева – одна из немногих, кто серьезно занимается выжиганием. По количеству работ с ней может конкурировать наверное только американская художница-самоучка Джулия Бендер.
«Когда я только начинала выжигать, не было никаких пособий или учебников по пирографии, никто выжиганию не учил. Сейчас же полно и книг, и фильмов, жги – не хочу. При этом уметь рисовать необязательно, можно и через копирку изображение на поверхность наносить. Главное – любить пирографию, – раскрывает секрет Наталья Михайловна.
Широко распространена пирография на своей родине в Англии. Интересный факт – электрический выжигатель был изобретен пятнадцатилетним мальчишкой. До того использовались раскаленные в огне металлические спицы. Кстати, еще английские пираты, пируя в трактирах между набегами, выжигали на столах целые истории о своих приключениях.