Семья незрячих Татьяны и Виталия Ярош (на фото вверху) из Днепродзержинска — единственные, кто в Украине занимается обучением собак-поводырей. Два года назад они даже выступили с инициативой создать всеукраинскую школу по подготовке помощников для незрячих. Татьяна и Виталий как никто понимают, что животное способно спасти слепого человека от опасности и трагической гибели даже там, где бессильны зрячие люди.
Своими силами
Татьяна потеряла зрение в раннем детстве и, сколько себя помнит, мечтала о собаке. После школы она окончила единственное в СССР музучилище для незрячих и по распределению попала в Днепродзержинское отделение УТОС (Украинского товарищества общества слепых) — вести кружок пения. В УТОСе Татьяна познакомилась с Виталием. Поженились, родился сын.
— На работу ходила с тросточкой, хотя поначалу жутко стеснялась — молодая девушка с палочкой. Начала узнавать, кто бы мог подготовить для меня собаку, но таких специалистов в Украине не оказалось, — вспоминает женщина. Для защиты, охраны — пожалуйста. Помощник незрячему — нет.
Татьяна выписала из столичной библиотеки пособие по дрессировке проводника, которое стало ее настольной книгой. Долго выбирали породу и остановились на ньюфаундленде.
"С собаками нельзя"
— Чара была послушной собакой, выносливой и терпеливой. Прошли с ней общий курс дрессировки, а потом и специальный. Самое важное — бедро незрячего должно находиться на уровне задней лапы собаки, она должна чувствовать темп. Потихоньку все получалось. Но у нас в транспорт с собакой нельзя, в аптеку запрещено, и не в каждый магазин пустят, — сетует Татьяна.
В УТОС, к счастью, собаку приняли, даже выделили ей будку. Девять лет Чара водила супругов на работу и обратно. По пути — автодорога, железнодорожное полотно, много лестниц, узких проходов, тропинок, но собака четко усвоила маршрут.
— Я с ней как с человеком общалась. Вечером как-то иду, сумки в руке, скользко, зима, говорю ей: «Чарочка, не лети, я не успеваю». Она пошла спокойнее. То прищепка у меня выпадет, то ключи — Чара все подавала. Но через девять лет ее не стало, и мы сразу поняли, что она для нас значила.
С собакой до работы шли 10 минут, а без нее могли блуждать до получаса, особенно зимой, когда бордюры и лестницы усыпаны снегом.
— На всю жизнь запомнился случай, когда я вышла на железнодорожное полотно и не могла понять, куда идти и где я! Выбралась чудом. В другой раз я вышла прямо на крыши киосков, будучи уверенной, что нахожусь перед дорогой, и собиралась ее перейти. Какой-то мужчина заорал не своим голосом: «Стоять!» — только это и спасло, — рассказывает Татьяна.
Начали искать нового помощника, которым стал лабрадор Бонни. Считается, что собаки этой породы — лучшие поводыри. — С Бонни уже было проще — появилась масса книг по дрессуре, да и опыт. Правда, собака хитрая, понимает, что я ничего не вижу: на улице косточку найдет и грызет, хотя знает, что я не разрешаю. А так — молодец, научилась останавливаться перед препятствиями: пока рельсы не перешагну, не тянет, ждет.
На сегодняшний день Бонни — единственная собака-поводырь в Украине.
Денег на слепых нет
Опытом супругов Ярош почему-то не воспользовались даже в Днепродзержинске. Идея собственного центра для воспитания породистых собак-поводырей — пока лишь проект. «Мы создали подробный бизнес-план, собрали 80 заявок от незрячих, которым нужны собаки, стучали во все двери, вплоть до депутатов и Министерства социальной политики, но с финансированием нам так и не помогли», — рассказывает Виталий.
Для запуска всеукраинского проекта нужен миллион гривен. Эти деньги пойдут на покупку земли, постройку современных вольеров, оборудование площадки для дрессуры. Плюс корм для животных, оплата персоналу и собственно щенки. Если учесть, что сотни тысяч слепых в Украине могли бы социализироваться именно благодаря собакам — не такие уж большие деньги.
Первыми были немцы
Первую собаку-поводыря еще в 1819 году воспитал Йохан Клейн в Институте тренировки слепых. Спустя сто лет, после Первой мировой, в Германии открылась спецшкола для обучения проводников. В СССР поводыри появились после Великой Отечественной для адаптации ослепших фронтовиков.
Надежда есть
В прошлом году за создание школы взялась днепропетровская организация «Инвалиды — за равноправие». Ее лидер Олег Новиков уверен, что все получится. «Мы планируем, кроме дрессировки породистых собак, открыть приют для бродячих. Из них отберем лучших, которые будут приносить потомство. Из щенков выберем подходящих на роль собак-поводырей», — делится планами Олег, который держит дома 16 псов. Уже есть участок земли, где скоро появятся первые вольеры. Нашлись и добровольцы, готовые работать в проекте на первых порах бесплатно. Но рук катастрофически не хватает, и организация просит присоединяться всех небезразличных. Опытные супруги Ярош в этом проекте станут консультантами.
Железная дорога - сложнейшее препятствие для слепого