19:55

четверг,
18 апреля

Публикации Країна Суспільство

Во Львове живет украинский Страдивари

26.03.2013 / 05:42
Во Львове живет украинский Страдивари
Скрипки династии мастеров Пуцентел известны всему миру

За 30 лет творчества Мирослав Пуцентела создал более 350 скрипок, 20 виолончелей, несколько альтов и единственный в Украине отечественный контрабас. На его инструментах играют солисты Киевской и Львовской опер, Национального симфонического оркестра, солисты ведущих музыкальных коллективов Украины, а также скрипачи Швейцарии, Австрии, Франции, Италии, США, Мексики и Японии.

Школа итальянских мастеров

В Украине скрипичных мастеров (лютьеров) — всего пара десятков. Инструменты львовян узнаваемы не только по автографу «М&N Putsenteli» (Мирослав и Наталья Пуцентелы), но и по почерку знаменитой школы. Супруги — единственные в Украине, кто получил образование в Международном институте изготовления скрипок им. Страдивари в итальянской Кремоне.

Мирослав вырос в Тернопольской области — его отец, архитектор по профессии, виртуозно владел скрипкой. Будущий мастер окончил музыкальную школу, училище, Львовскую консерваторию по классу альта и почти 30 лет отдал работе в Дрогобычском музучилище — преподавал музыку и руководил «Оркестром классической и фольклорной музыки», с которым объездил всю Европу. А в 1982 году создал свою первую скрипку.

— Она до сих пор у меня хранится, — говорит Мирослав. — Когда делаешь первый инструмент — прикасаешься к непознанному, как барахтающийся в воде щенок. Однажды с оркестром я попал в Кремону и узнал о знаменитой школе. Твердо решил, что выучусь там. Поступить было нетрудно: обучение бесплатное, нужно только сдать экзамены на итальянском.

45-летнего Мирослава и его жену Наталью, тоже музыканта, приняли сразу на второй курс. Пуцентела на тот момент создал 75 авторских инструментов. В Италии его талант признали, но учиться всему пришлось заново.

— Скрипкостроение — это симбиоз множества наук. Мы изучали математику, акустику, физику, черчение. Мастер должен играть на скрипке, сам чувствовать каждую струну и ноту — это обязательное условие.

Под руководством Джио Батта Морасси, мастера с мировым именем, Пуцентелы создавали свои «кремонские» скрипки. Мирослав был на курсе лучшим и единственным, кто взялся за создание виолончели.

— Сложнейшая работа: остается много лишнего дерева и нужно вручную убирать стамеской. Я спросил у профессора: «Почему так трудно работать над виолончелью?» — «Потому что нужно быть в нее влюбленным», — ответил маэстро. Скрипкостроение — это не работа и не искусство, это стиль жизни. С мыслями о скрипке ты ложишься и встаешь, а ночами она тебе снится.

«Спешу общаться
с деревом»

Вернувшись в Украину, Мирослав открыл скрипичную мастерскую своего имени — единственную в стране, работающую по кремонской системе. Обязанности разделили: глава семьи занимался деревом, слесарной частью и акустикой, а Наталья покрывала инструменты лаком. К тому времени львовянин получил звание маэстро и стал членом Ассоциации итальянских мастеров, Национального всеукраинского музыкального союза и Ассоциации мастеров-художников Украины. У каждой его скрипки свое уникальное звучание, как человеческий голос.

— В основе наших скрипок — «золотое сечение», которое использовалось еще во времена античности. Есть и авторские секреты, в первую очередь по части грунтовки и лакирования. Важную роль, конечно, играет дерево. Верхняя дека изготавливается из смереки, обечайки (бока) и нижняя дека — из клена, гриф — из черного дерева. Чтобы дерево стало пригодным для изготовления инструмента, оно должно сохнуть до 10 лет. Материалы мы уже много лет привозим из Италии, — делится секретами мастер.

На работу над корпусом одной скрипки у него уходит месяц, еще 60 дней стабилизируется лак, и только потом можно собирать инструмент.

— Я одержим: едва начав работу, хочу услышать, как звучит скрипка. По утрам просыпаюсь и спешу общаться с деревом. Инструмент не терпит фальши — нужно быть честным, и он откликнется любовью. Я очень доволен, что нашел свое дело в жизни. Хочу успеть оставить после себя как можно больше.

Скрипки львовянина известны во всем мире, и спрос на них стабильно высокий. А дело жизни с успехом продолжает сын Орест. В планах на будущее — создание украинской Школы скрипкостроения, проект которой Пуцентелы вынашивают уже десять лет.

Гордость маэстро

Одним из своих важнейших проектов Мирослав Пуцентела называет изготовление полного комплекта инструментов для камерного оркестра «Виртуозы Львова» — 11 скрипок, 3 альта, 4 виолончели и контрабас. Мастер потратил на работу 8 лет, но, к сожалению, руководство оркестра, которое инициировало проект, средств на приобретение инструментов так и не нашло. Их общая стоимость — около 150 тыс. евро. Художественный руководитель оркестра Сергей Бурко уверяет, что звучат они потрясающе, и надеется найти мецената, который оплатит труд Пуцентелы.

Как создается скрипка: мастер-класс от Мирослава Пуцентелы

- корпус инструмента выпиливается по одному из нескольких шаблонов

- верхняя дека, отвечающая за басы, делается из смереки, а нижняя — из клена

- обечайки, соединяющие верхнюю и нижнюю деки, также делают из клена

- головку грифа скрипки следует обрабатывать с особой тщательностью

- гриф крепится к корпусу в последнюю очередь

- завершающий этап — нанесение нескольких слоев лака

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
18 апреля
17 апреля