До конца года правительство планирует начать работы по строительству нового двухколейного тоннеля на перегоне Бескид–Скотарское в Карпатах. Тоннель пройдет сквозь Бескидский горный хребет и соединит две области – Львовскую и Закарпатскую.
Тромб на пути в Европу
Тоннель расположен на перевале между Сколевским районом Львовской области и Воловецким районом Закарпатья. Его длина – 1 700 м. И если на въезде в тоннель две колеи, то внутри скалы – только одна.
«Коридор» между двумя областями был построен еще в 1887 году при императоре Франце-Иосифе. Сейчас это второй по длине тоннель в Украине после Лутугинского в Донецкой области. Железнодорожное полотно проходит прямо через горную породу. Это узкий коридор, который ежедневно пропускает всего 50 поездов. А между тем это важный объект в цепи железной дороги, ведущей из Европы в Россию. Официально Бескидский тоннель входит в 5-й панъевропейский транспортный коридор (Италия–Словения–Венгрия–Словакия–Украина–Россия), но за маленькую пропускную способность в Европе его называют тромбом, который в любой момент может оторваться.
Опасный проезд
Сам коридор изрядно поизносился – в годы войны его взорвали фашисты, а после войны не до конца привели в порядок.
«В старину, когда еще паровозы ходили, проезда через тоннель боялись все. Машинисты и пассажиры были черными от гари, ведь коридор узкий и тесный. Да и сейчас боятся – в тоннеле приходится ехать сначала на подъем, а потом на спуск, – рассказал "Взгляду" житель деревни Майдан Михаил Семчишин. – А горная порода – из песчаников и сланцев. Зимой там все во льду».
Технически тоннель был признан непригодным еще в конце 1990-х годов. Железнодорожники Львовской железной дороги и так пытались лимитировать поезда, чтобы движение не прекращалось. Крупные товарняки через старенький тоннель старались не пропускать, да и пассажирские поезда тоже. Но нагрузка все равно остается – шутка ли, через одну колею пропустить 50 поездов в день.
Еще один тоннель
Железнодорожники решили соорудить рядом с существующим тоннелем еще один – повыше, попросторнее и на две колеи, чтобы поезда могли разминуться. По проекту новый тоннель будет длиннее старого на 122 м. Строить его станет украинская компания «Интербудмонтаж-Украина».
Длина нового тоннеля, по словам руководителя строительного отряда Владимира Харлана, составит почти 2 км. Ширина – 10 м, высота – 8,5 м. Государству новый Бескидский тоннель обойдется в два с лишним миллиарда гривен.
«Работать придется на глубине 180 метров от поверхности Бескидского хребта, – рассказал Харлан. – Уже скоро начнем вгрызаться в горную породу».
По плану закончить строительство должны до 2016 года. После того как проложат тоннель, железнодорожники его электрифицируют и положат рельсы.
Селяне против стройки
До сих пор пассажирские поезда и большинство товарняков пускали в обход Бескидского тоннеля. Если проблему не решить, то поезда из Италии, Словении, Венгрии, Словакии могут запустить в обход Украины – через Польшу и Беларусь. Рисковать на украинских одноколейках европейцы не намерены.
Однако строительство нового тоннеля не всем по душе. На Бескидском хребте расположены села Межигорского района, а при местном бездорожье – электричка для многих единственный транспорт. Строительная площадка перекроет людям доступ к станции Бескид. В сельсовете села Майдан нам сообщили, что всего таких сел 23. Какие из них затронет строительство – пока неизвестно.
Существующий тоннель может пропускать всего 50 поездов в день