Лет 5-10 назад у политиков была мода на ученые степени и должности. Не иметь степени хотя бы кандидата наук депутату считалось непрестижно. Ясное дело, что звания порой покупались или обменивались на лоббистские услуги для вузов. В крайнем случае защищались «по-дружески», когда оппоненты смотрели на научную работу крутого соискателя сквозь пальцы. Но думать, что настоящих ученых среди нардепов нет, — заблуждение. «Взгляд» разбирался, насколько помогают в парламенте ученые степени.
Cледит за чистотой языка
Самая известная женщина во фракции «Свобода» Ирина Фарион — филолог, кандидат наук, доцент. Автор 4 монографий и 200 научных статей. В парламенте, в строгом соответствии со своими научными устремлениями, она борется за чистоту украинской речи. От нее постоянно достается неграмотным выступающим.
«Чем хуже речь депутата, тем чаще он появляется на трибуне», — заявила Фарион в свое время, а сейчас дарит коллегам, в первую очередь русскоязычным, свою книгу, над которой трудилась пять лет, — «Мовна норма: знищення, пошук, віднова».
О своих ученых изысканиях Фарион говорит воодушевленно: «Это абсолютно отдельный мир жизни, это углубление в правду, это — моя миссия».
Теоретик и практик приватизации
Михаил Чечетов — человек, который чаще всего дает комментарии от имени фракции Партии регионов, — профессор Харьковского инженерно-экономического института. Работал деканом, а сейчас помогает аспирантам. У Чечетова — 500 научных
работ, любимая — «Приватизация: теория, методология, практика». Наверное, она и помогала
ему работать главой Фонда
госимущества.
«Наука — это мое хобби, от которого получаю колоссальное удовлетворение», — признается Чечетов.
К тому, что политики самого высокого уровня, такие как Виктор Янукович и Леонид Кучма, занимаются наукой, Чечетов относится положительно и считает, что у таких людей в научных кругах преимущество: «Когда человек находится на вершине и обладает колоссальной информацией — это дает ему возможность сделать серьезные выводы».
Спец по шизофрении следит за депутатами
Депутат от КПУ Ирина Спирина — профессор, доктор медицинских наук, начала карьеру с изучения психических заболеваний. Этому вопросу посвящена ее кандидатская и докторская диссертации.
«Наука до сих пор на 100% не изучила шизофрению, но несмотря на это, вылечить ее можно», — рассказала депутат.
Несложно предположить, что работа в парламенте подкинет медику-коммунисту массу практического материала для будущих исследований.
Прочитав докторскую диссертацию коллеги из фракции Партии регионов Татьяны Бахтеевой «Невротические расстройства женщин», Спирина отметила: «Очень оригинальная работа и очень актуальная».
Не знает, понимают ли его труды
Герой Украины, почетный машиностроитель, лауреат Государственной премии в области науки и техники Вячеслав Богуслаев свою научную биографию делит на три периода.
«Первый период — это 70-е годы, мне было интересно себя проявить, хотелось, чтобы обо мне узнали, — вспоминает он о первой своей научной публикации (вопросы пластической деформации деталей из титана). — Во мне было много тщеславия, я хотел быстрее попасть в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Второй период научной деятельности — это написание монографий, третий — преподавание и анализ собственного научного прошлого. Мне интересно, понимают ли школьники и студенты то, что я написал, или не понимают».
Степень получил за заслуги
В свое время за научную работу «Краткий исторический очерк тюркской культуры в Крыму в 13-18 веках»
Мустафу Джемилева выгнали из института.
Потом 15 лет он провел в заключении. В 1996 году
лидер крымских татар получил звание Почетного доктора Сельджукского университета (Турция) — конечно, не за научные изыскания, а за свою политическую позицию и борьбу за возрождение крымскотатарского народа. Но кто знает, возможно, Мустафа Абдулджемиль и стал бы большим ученым, если бы репрессивная машина Советского Союза в свое время не оборвала его карьеру
в самом начале?
Исследовал «оранжевых»
Профессор Александр Стоян (фракция Партии регионов) как раз в канун «оранжевой революции» изучал вопрос формирования политических взглядов у молодежи.
«Моя работа подтверждалась практической деятельностью молодежи, когда студенты проявили такую политическую активность в нашем государстве», —
отметил Стоян.
Более ранний трактат Стояна — книга с поэтическим названием «Наш горький мед» — писался во времена премьерства Павла Лазаренко. «Тогда месяцами задерживали заработную плату, сокращались рабочие места, а мы боролись за права трудящихся, вынуждены были проводить акции протеста, с правительством заключали договора о погашении задолженностей по зарплате», — вспоминает он.
Стоян не в восторге от политики и с ностальгией вспоминает времена, когда преподавал студентам
и занимался наукой.