05:50

воскресенье,
17 октября

Канадцы получили премию им. Сикорского за вертолет на мускульной тяге

16.07.2013 / 09:28
Канадцы получили премию им. Сикорского за вертолет на мускульной тяге
Александр Кравчук
Жури уже не надеялись , что она кому-то достанется

Впервые за более чем 30 лет существования премии имени пионера вертолетостроения Игоря Сикорского канадским инженерам удалось сконструировать вертолет на мускульной тяге. До этого десяток команд из разных стран мира потерпели фиаско.

Команда студентов и выпускников университета в канадском Торонто под названием «АэроВело» работала над своим изобретением – вертолетом, приводимым в движение человеческими мускулами, – более полутора лет. Первые попытки взлета год назад закончились неудачно: аппарат падал на землю. Но команда энтузиастов, проявив упорство, не отступила и благодаря новым инженерным решениям создала «Атлас» – гигантский вертолет с четырьмя винтами, занимающий площадь 50х50 м. По размерам он уступает только самому большому вертолету в мире Ми-12. И вот в конце прошлой недели «Атлас» поднялся в воздух и выполнил все требования организаторов премии: взлетев, продержался на высоте 3 м не менее 60 секунд, не выйдя за пределы участка в 10 кв. м.

Премия имени пионера

После того как строгое жюри подтвердило правильность всех параметров полета, создатели «Атласа» получили премию им. Игоря Сикорского в размере $250 000 от Американской вертолетной ассоциации за создание и успешный запуск вертолета, приводимого в движение человеческими мускулами. Эта премия была учреждена в 1980 году и названа в честь нашего соотечественника, выпускника Киевского политехнического института Игоря Сикорского, который после эмиграции в США стал пионером вертолетостроения. Изначально размер премии составлял $10 000. Но с каждым годом, по мере проведения неудачных испытаний, сумма росла. В последний раз ее увеличили до $250 тыс. в 2009 году.

За 33 года существования премии десятки команд из разных стран мира безуспешно пытались создать вертолет, приводимый в движение человеческой силой, который еще в Средние века описывал Леонардо да Винчи. Один из первых вертолетов, взлетевший на 20 см на 7 секунд в 1989 году, был назван в честь великого ученого. Через пять лет японским инженерам удалось повторить мини-рекорд аппарата «Да Винчи». Их «Юри» продержался на высоте 20 см почти 20 секунд.

Прорыв в XXI веке

С наступлением второго десятилетия XXI века успехи инженеров-изобретателей стали ощутимее. Летом 2012 года команда из американского университета в Мэриленде создала аппарат «Гамера». Ему принадлежит рекорд длительности полета – 65,1 секунды. Но на зачетную высоту он подняться не смог: не хватило каких-то 60 см. Конкурирующим командам не удалось создать аппарат, который взлетел бы выше, чем на метр.

Учредители премии им. Сикорского уже готовы были признать, что она никому не достанется. А значит, современная инженерная мысль пока не достигла необходимого уровня развития. Но канадцы с «Атласом» вселили надежду. «Этот конкурс не предназначен для создания практичной машины. Это инженерный вызов. Этот проект требует технических навыков и командной работы, чтобы сделать то, что в течение трех десятилетий считалось невозможным», – говорит Майк Хиршберг, глава Американской вертолетной ассоциации.

Мускулолеты уже парят в воздухе

В отличие от вертолетов на мускульной тяге, самолеты, приводимые в движение человеческой силой, давно и успешно летают. Несмотря на то что мускулолетами называют махолеты, вертолеты и самолеты на мускульной тяге, именно последние твердо ассоциируются с этим названием.

Их изобретение и развитие стимулировали деньгами. В 1959 году британский промышленник Генри Кремер учредил несколько премий. Первой, в размере 50 000 фунтов стерлингов, награждался полет на самолете-мускулолете на высоте не менее трех метров. В 1977 году эту премию получил Пол Маккриди с созданным им аппаратом «Госсамер Кондор». Спустя два года Маккриди получил и вторую премию — 100 000 фунтов за перелет на мускулолете через пролив Ла-Манш.

Мировой рекорд полета на самолете с мускульным приводом принадлежит греческому велосипедисту Канеллосу Канеллопулосу. На мускулолете «Дедал 88» (на фото) в апреле 1988 года он по следам мифического героя Дедала пролетел с острова Крит на материк 115 километров почти за четыре часа. Размах крыльев аппарата составил около 35 метров.

А вот создать орнитоптер или махолет человеку пока не под силу. Несмотря на то, что этот тип воздушных судов описан в международной конвенции гражданской авиации, у современного человека не хватает сил и выносливости, чтобы оторвать свое тело от земли при помощи искусственных крыльев.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
16 октября
15 октября