Новаторский автомобиль «Старт», покоривший жителей СССР в «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая, до недавних пор пылился в частном гараже Еревана. Попал туда он еще в начале девяностых из Крыма, где снималась комедия.
Как узнал «Взгляд», за 20 лет у машины сменилось минимум четверо хозяев.
- Документальных подтверждений того, что машина — именно из «Кавказской пленницы», нет, но предыдущие хозяева заверили: это то самое авто, что снималось в ленте, - рассказал «Взгляду» владелец авто по имени Ваген. - Самому мне «Старт» достался от знакомого. Он работал водителем в гараже у человека, занимавшегося машинами еще с советских времен: микроавтобус стоял в дальней части гаража, и когда владелец решил продать бизнес, водителю стало жаль раритетное авто.
Сам Ваген, к слову, также является «бывшим» хозяином: буквально несколько недель назад он продал концепт-кар бизнесмену, который изъявил желание его восстановить. На сайтах по продаже автомобилей он выставил цену в 60 тысяч долларов, но, по словам продавца, цену пришлось снизить.
Сейчас машина наполовину разобрана (см. фото вверху): на кузов установлены двигатель и шасси, но салон еще предстоит реставрировать. Краску пришлось счистить — судя по фото, из-за солидного возраста (50 лет!) у машины начал трескаться стеклопластиковый кузов.
Сказать с уверенностью, является ли этот «Старт» тем самым «автомобилем-актером», который увез по крымскому серпантину «хорошую девушку» Нину от фольклориста Шурика, нельзя. «Сертификат соответствия» вряд ли может существовать в природе, поскольку в советское время за такие увлечения, как коллекционирование исторических автомобилей, частные лица сурово наказывались. Не было смысла и выдавать какие-либо документы. А по фотографиям можно установить, что концепт-кар является специальным «туристическим» вариантом, оборудованным шкафчиками для посуды и походным умывальником — такие же «навороты» были и у микроавтобуса в фильме.
На киностудии «Мосфильм», которая снимала «Кавказскую пленницу», не исключают, что именно этот «Старт» - оригинал. По словам руководителя пресс-службы киностудии Ольги Васильевой, съемочные группы, приезжавшие в Крым, использовали местную технику.
- Арендовали у Ялтинской киностудии, и у местных жителей. С собой ничего не везли из Москвы, и, разумеется, не увозили обратно, так что микроавтобус точно остался на полуострове, - уточнила Васильева.
А вот на Ялтинской киностудии от «советского минивена» открестились: по словам начальницы производственного отдела Елены Задериевой, «чудом техники» ее студия никогда не владела.
Справка «Взгляда»
«Старт» собирали на Северодонецкой авторемонтной базе с 1963 по 1966 годы. Всего создано чуть более 100 машин, до нашего времени дожили лишь 5. Способ производства по тем временам был прогрессивным: кузов отливали из стеклопластика, скрепляя отдельные детали. Машину комплектовали двигателем от ГАЗ-21 (обыкновенной «Волги»).
Интересно, что концепт-кар показали на ВДНХ в 1963-м, где его увидел Никита Хрущев. Машина понравилась, но производство пришлось свернуть из-за... дефицита двигателей.
ТТХ машины:
Год производства - 1963
Объем двигателя - 1,3 литра
Коробка передач - механическая
Привод - задний
Топливо - бензин
Материал кузова - стеклопластик
Рыночная стоимость — до 30 тысяч долларов
Так авто выглядело в знаменитом фильме