Цель пикетчиков — добиться возврата денег из банков — как прекративших свое существование, так и благополучно действующих.
Последнее — нечто новое в финансовой системе Украины. То есть банк уверенно существует, рекламируется, не имеет никаких ограничений на свою деятельность, кредитует и сам берет кредиты, ему выдается рефинснирование со стороны регулятора, он даже привлекает депозиты. Единственное, чего не делает — не отдает... депозиты своим уже состоявшимся вкладчикам — ни досрочно, ни в сроки — никак. Уже полгода. А с некоторых пор, как свидетельствуют люди, даже перестал начислять на вклады проценты.
«У меня было желание взять гранату и пойти в этот банк,— горячо говорит одна из участниц пикета, не пожелавшая назвать свое имя. — Из-за того, что я не смогла вовремя получить свои деньги, мы не успели спасти от смертельной болезни нашу маму...»
Еще одна обманутая клиентка банка — Юлия Анисимова — не скрывает, что оказалась на грани выживания:
«Я — мать-одиночка, не работаю, сижу с ребенком (маленькая дочка очень часто болеет). Проценты от вклада — единственное поступление, за счет которого мы долгое время жили. Я клиент этого банка уже лет десять — никогда такого не было, и тут- внезапно прекратили платить проценты, не могу и деньги свои забрать. Каждый раз слышу одного и то же: „Нет денег“... Как же нет, если банк направо и налево раздает кредиты аграриям, если НБУ влил в него большие средства? Думаю, все не просто так — видать, руководство банка собирается забрать все наши деньги и под шумок сбежать за границу,— предполагает женщина — В жизни больше ни копейки в банк не понесу. Нету им доверия...»
Что же на самом деле собирается делать руководство банка и почему оно допустило до такого конфликта, ни журналисту «Взгляда», ни пикетчикам у стен НБУ узнать не удалось — никто из представителей скандального банка к протестующим не подъехал. Долгое время игнорировали их и в НБУ.
«Не будет дела,— грустно изрек дедуля, держащий над собой рукописный плакат, проклинающий какой-то давно лопнувший банк.— Уж три года сюда хожу — никто ни разу не появился... Нет, появлялся пару раз этот... Кубив (бывший глава НБУ — ред.), и еще раза два — какие-то „пешки“ от него... Все.»
Тогда отчаявшиеся люди кинулись наперерез машинам, что неслись по улице Институткой и перекрыли ее своими телами. Движение всего транспорта парализовалось. За несколько минут центр Киева превратился в одну гигантскую пробку.
Водители яростно сигналили и матерились. Некоторые пытались проскользнуть между манифестантами. Находились и такие, кто, не дрогнув, ехал прямо по людях — те едва успевали отскакивать.
За все три года (а протесты обманутых вкладчиков, как уже говорил один из моих собеседников, собираются у стен НБУ строго по четвергам с 2011-го) столь шумного и скандального пикета никто не помнит, признался еще один из его постоянных участников.
Видимо, к такому же выводу пришли и в НБУ. Спустя полтора часа к протестующим вышел-таки представитель регулятора. Им, конечно, оказалась отнюдь не госпожа Гонтарева, которую вкладчики страстно хотели видеть и все утро вызывали своими криками, — вышел секретарь Общественного совета при НБУ Андрей Губас.
Молодой чиновник успокоил: регулятор-де в курсе проблем вкладчиков, буквально через час должно состояться совещание с участием их представителей, НБУ, а также — руководства оскандалившегося банка, чтобы вместе найти выход.
Чем закончилось это совещание, нам пока узнать не удалось — его участники не отвечают на звонки. «Взгляд» будет отслеживать тему и сообщит читателям детали уже в ближайшее время.