19:54

четверг,
21 ноября

Мухалатка агента Штирлица

21.02.2014 / 11:45
Мухалатка агента Штирлица
Вячеслав Тихонов по мнению самого Семенова был идеальным исполнителем роли Штирлица
На своей крымской даче Юлиан Семенов написал четыре романа о легендарном разведчике

Многие поклонники самого легендарного советского разведчика Штирлица, оказавшись в Крыму, обязательно стараются выкроить время на поиски «засекреченного дома» его создателя – непревзойденного мастера политического детектива Юлиана Семенова. Тех, кто не поленится подняться по горному серпантину до Мухалатки, ждет приятный сюрприз: двери дома Юлиана Семенова почти всегда открыты и экскурсии там проводят бесплатно.

Но прежде чем переступить порог дома, все с интересом разглядывают фасад скромной по нынешним временам для ЮБК дачки, ищут сходства с описанным в книге и показанном в фильме «Семнадцать мгновений весны» особняком Штирлица в Бабельсберге, неподалеку от Потсдама. Ищут и находят!

Любимое место

Младшая дочь Юлиана Семенова Ольга рассказала «Взгляду», что изначально у писателя не было идеи повторить «холостяцкое жилище Штирлица», которые миллионы зрителей видели в фильме.

«Эта дача была для него самым любимым местом на земле, – говорит Ольга Юлиановна. – И когда дом был построен, он с гордостью написал над входной дверью „Вилла Штирлиц“. Может быть, поэтому многие верят, что это дом из кинофильма. Здесь папа мог жить именно так, как любил, подчиняя себя творчеству и сидя за печатной машинкой с утра до глубокой ночи. В 1990 году после инсульта он долго лежал в больнице, и после выписки мы у него спросили, куда бы он хотел поехать, и он не задумываясь, ответил: „В Мухалатку“».

На даче в Мухалатке Юлиан Семенов написал четыре романа о Штирлице («Экспансия» I–III, «Отчаяние»), детективы «Репортер» и «Тайна Кутузовского проспекта», повесть о жизни О.Генри «Псевдоним», пьесу «Процесс 38», «Ненаписанные романы» и свою последнюю вещь «Синдром Гучкова» (из цикла «Версии»).

Сейчас дом-музей работает круглый год, и его хранитель Андрей Елисеев в любое время готов встретить и провести гостей по открытым для обзора комнатам первого этажа. Атмосфера там по-настоящему завораживает. В кабинете на столе рабочий беспорядок: план на день, листы с правкой, кассетный диктофон, печатная машинка и записка от руки «Я скоро вернусь».
На стенах – картины старшей дочери Дарьи, фотографии с автографами легендарных личностей ХХ века, с которыми дружил или был знаком Юлиан Семенович. В том числе дарственная подпись на обложке книги самого Отто Скорцени – оберштурмбанфюрера СС, немецкого диверсанта, прославившегося в годы войны спецоперациями, в числе которых и освобождение из заключения свергнутого Бенито Муссолини. На камине сувениры из командировок: изрешеченный пулями вьетнамцев кусок фюзеляжа американского самолета, бумеранг и копье австралийских аборигенов, инкрустированный рог, деревянная фигурка монаха. На полках мебельной стенки – часы, рюмки и бокалы, книги в том случайном порядке, который оставил писатель.

«Ольга намеренно старается сохранять ту обстановку в доме, которая была при жизни ее отца, – поясняет Андрей. – Творчество и личность писателя интересует сотни тысяч людей, и этот интерес набирает новую силу – это мы можем видеть по все увеличивающемуся потоку почитателей таланта Семенова в нашем музее».

Капитан без мундира

Младшая дочь писателя Ольга с мужем Надимом Брайди, дочерью Алисой и сыном Юлианом живет в Париже, но каждый год несколько месяцев проводит в Мухалатке, работая с архивом отца. Благодаря ее заботам и материальной поддержке дом-музей производит хорошее впечатление на фоне исторических объектов Южного берега, оставленных на попечение государства.

«В конце 1990-х годов почитатели папиного таланта забредали в Мухалатку и отрывали на память о любимом писателе листики дикого винограда, – рассказывает Ольга. – Дом стоял опустевший, но все в нем говорило о папе – книги, рукописи, записные книжки с донельзя забитым распорядком дня с шести утра и до полуночи. А в кабинете еще не выветрился запах его сигарет. Тогда мы и стали впускать первых посетителей. Вход, разумеется, бесплатный. И дело не в том, что у музея нет официального статуса. Просто платный вход противоречил бы семеновскому стилю. Ведь Юлиан Семенов никогда не был корыстным и одним из первых занялся в России благотворительной деятельностью: перечислял свои гонорары в Детский фонд, Фонд мира, ребятам-афганцам и жертвам сталинских репрессий, помогал благоустройству Пушкинского и Чеховского музеев в Гурзуфе. В основанной им газете „Совершенно секретно“ получал символическую зарплату – 1 рубль в год. Брать деньги за вход в музей такого человека – нонсенс. Лучшей наградой для нашей семьи стали теплые отзывы посетителей».

По словам хранителя музея Андрея Елисеева, многие посетители хотят увидеть военный мундир Семенова, потом решаются спросить: «А где же его фуражка и ордена?».

«Каждый раз я отвечаю, что он не был военным человеком, – смеется Андрей. – И как рассказывает Ольга Юлиановна, писатель, когда его на Западе называли полковником КГБ, обижался и парировал: „Я уже давно генерал“. Но поскольку он учился в вузе с военной кафедрой – окончил Институт востоковедения, у него было офицерское звание – он был капитаном запаса. Но это все происходило само собой, поскольку все, кто там отучился, получал звание автоматически, но не КГБ. Так что это все легенды».

По совету друзей

С выбором места в Мухалатке, как уточняет Ольга Юлиановна, Семенову помог определиться его друг – актер Лев Дуров (в фильме «Семнадцать мгновений весны» сыграл роль провокатора Клауса).

«Так получилась, что вся папина жизнь была связана с Крымом. Сюда еще в далеком 1955 году они поехали с мамой в свадебное путешествие на маленьком „Москвиче“, – рассказывает Семенова. – В 1960-х на полуострове была написана антисталинская повесть „При исполнении служебных обязанностей“, в 1970-х „ТАСС уполномочен заявить“, „Приказано выжить“ и роман о блистательном российском премьере „Гибель Столыпина“».

В 1968 году Юлиан Семенов в качестве военного корреспондента провел три месяца в сырых пещерах с партизанами Лаоса, где они укрывались от американских бомбардировщиков. После этого у него начались проблемы с легкими, и он каждую осень старался работать в Ялте – в санатории Литфонда.

«И только в начале 1980-х решил найти здесь постоянное жилье, – говорит Ольга. – Тогда-то и отправился со своими друзьями – артистом Львом Дуровым и крымским строителем Василием Шайдуком – смотреть одну дачу в Мухалатке. Хотя „дача“ звучит слишком громко. Троица растерянно остановилась перед неимоверно заросшим участком с маленькой покосившейся мазанкой. Подвыпивший владелец был счастлив отделаться от подобной фазенды, и через год папа построил на ее месте небольшой дом».

По словам дочери писателя, мазанка была построена на века, но глупо и бездарно. Кирпичные стены оказались толщиной в метр, окно в кухне-столовой – крохотным, вагонка на потолке была прибита огромным количеством гвоздей – десятки блестящих шляпок сияли по центру каждой доски, печка не грела. Сегодня многое исправлено, но кардинально никакой перестройки не было.

Шляпа Кеннеди

Каждый из экспонатов дома-музея – отдельная история. Например, кусок фюзеляжа американского самолета.
«Он привез его из Лаоса, – уточняет Ольга Юлиановна. – Этот самолет отца подбили его лаосские друзья партизаны. Он там был военным корреспондентом от газеты „Правда“, и вот еще что удивительно: газета ЦК КПСС, а военный корреспондент – беспартийный Семенов! Ему позволили провезти этот обломок. А еще он мечтал забрать в СССР сироту – мальчика вьетнамского, но ему не разрешили. А то бы у нас был названый брат. Вообще, из каждой поездки папа привозил удивительные вещи: статуэтки, бумеранги, оружие. У нас была не квартира, а всемирная выставка сувениров. Но, наверное, одним из самых уникальных был подарок Жаклин Кеннеди – шляпка предвыборной кампании Джона Кеннеди. Папа брал интервью у Жаклин Кеннеди, и она ему ее подарила, но она, к сожалению, потерялась во время наших бесконечных переездов. Вот это был бы уникальный экспонат!»

И барон, и Примадонна

Как ни странно, но Вячеслав Тихонов, воплотивший на экране образ Штирлица, увы, так и не побывал в месте, названном в честь его киношного персонажа. Но к Семенову на огонек в Мухалатку заглядывали многие именитые гости: приезжал Никита Михалков с семьей, гостил барон Фальц-Фейн, наведывалась и Алла Пугачева.

«У папы была любимая песня „Летят утки и два гуся“, – вспоминает Ольга. – И однажды он попросил Аллу Борисовну спеть ее на два голоса с нашей старенькой домоправительницей Еленой Константиновной. Так что эти стены помнят удивительный дуэт. Отец умел создавать вокруг себя атмосферу праздника, и для нас каждая минута, проведенная с ним в этом доме, была ярка. Это и утренние прогулки в горы с папиным псом Рыжим – огромной овчаркой, подаренной ему крымскими пограничниками; и поездки на Форосский пляж, где папа правил рукопись под зонтиком на лодочной станции, пока мы с сестрой плавали, и чтение на диванчике в кабинете его новых только напечатанных глав, и неизменная вечерняя партия в „дурачка“, когда папа намеренно нам проигрывал».

С глаз долой

Дом, в котором жил и работал создатель Штирлица, отыскать на Южном берегу Крыма непросто. Так и задумывал Юлиан Семенов, подыскивая для себя «летнюю базу», где бы он мог скрыться от тьмы знакомых, коллег и поклонников, исчезнуть на время из шумного городского пространства ради нескольких тысяч строчек.

Вилла «Штирлиц» находится в 30 км от Ялты (можно доехать либо на маршрутках Ялта – Форос, либо на автобусе Ялта – Севастополь). Это Верхняя Мухалатка – часть разделенного шоссейной дорогой поселка Олива. Внизу у моря – госдачи. К Семенову – наверх, в горы. Рядом с остановкой «Олива» есть лестница или подъем 700-800 м по серпантину на машине.
Местные власти до сих пор не удосужились обозначить указателями дом-музей: культовое место для миллионов читателей – фанатов Штирлица и семеновского творчества. Неудивительно, что до сих пор туристы, которые направляются через Верхнюю Мухалатку к перевалу Шайтан-Мердвен (Чертова лестница) делают для себя открытия и оставляют об этом сообщения на своих форумах: «Видел табличку возле одного дома, которая утверждает, что там жил и работал писатель Юлиан Семенов».

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября