Город Груйтуйзена
В 1822 году немецкий астроном Франц фон Груйтуйзен изучал в телескоп поверхность Луны. На одном из участков он увидел нечто, показавшееся ему похожим на план города: радиально расходившиеся валы соединялись поперечными перемычками. Рядом с этим сооружением находилась крепость со стенами и круглыми башнями по краям.
Груйтуйзен тщательно зарисовал открытый им «Валлверк», то есть окруженный стеной город, размер которого, согласно вычислениям, составлял около 37 км. Сенсационные статьи, опубликованные астрономом в научных журналах, известили человечество об открытии на Луне следов разумной жизни.
В научном сообществе развернулась яростная полемика. А газеты с удовольствием кормили читателей «утками» о сверхмощных телескопах, в которые на Луне разглядели не только города, но и реки, луга, пасущихся на них лунных овец, а также лунных людей с огромными перепончатыми крыльями, как у летучей мыши.
Лишь немногие скептики утверждали: мол, не видно ничего, кроме обычной для земного спутника путаницы невысоких горных хребтов и кратеров. Спустя несколько лет предположение Груйтуйзена развенчали. Оказалось, что «лунный город» возник в незапамятные времена, когда поток лавы, текущей по поверхности спутника, наткнулся на группу невысоких гор. Разделившийся на рукава поток и создал своеобразную сетчатую структуру.
Человекоподобный сфинкс
В 1976 году американский космический аппарат «Викинг-1» передал с орбиты Марса фотографии поверхности планеты в регионе, получившем название Кидония. На снимках отчетливо виден холм, напоминающий обращенное к небу человеческое лицо. Хорошо различимые глазницы, нос и рот повергли исследователей в шок, особенно при том, что поблизости от холма наблюдатели разглядели горы, по форме очень похожие на египетские пирамиды.
Тему «марсианского сфинкса», передающего некое послание от внеземных цивилизаций, тотчас использовали в Голливуде. Это же лицо «участвует» в сотнях компьютерных игр и даже песен. Иллюзия была окончательно развеяна только в 2001 году, когда космическая станция Mars Global Surveyor сфотографировала «сфинкса» с гораздо большим разрешением. Оказалось, что этот холм – вполне естественное образование, похожее на человеческое лицо не более, чем «лунное лицо» или «лунный заяц», изображения которых люди видят на поверхности нашего спутника.
Марсианские каналы
Сенсационное открытие сделал итальянский астроном Джованни Скиапарелли в 1877 году. Оно получило широкое признание после поддержки известным американским астрономом Ловелем: тот предположил, что вследствие довольно засушливой атмосферы марсиане используют каналы для орошения земли водой из тающих полярных шапок.
Открытие вызвало бурный общественный интерес. О марсианских каналах писали на первых полосах газет, их обсуждали на высоких собраниях. А Алексей Толстой писал о «рукотворном чуде» в романе «Аэлита», за что его коллега, Иван Бунин, обвинил писателя в пристрастии к бульварной литературе. Ну и, конечно, «каналы» дали обильную пищу писателям-фантастам. На предположении о разумной жизни на Красной планете Рэй Бредбери построил целый цикл рассказов «Марсианские хроники».
Увы, миф был развеян. Через 100 лет снимки достаточно высокого разрешения, сделанные с искусственного спутника Марса «Маринер-9», доказали, что «каналы» – результат оптической иллюзии, и лишь некоторые из них совпадают с линиями горных хребтов, разломами коры планеты и цепочками кратеров.
Мост О’Нила
В 1953 году американский журналист Джон О'Нил, наблюдая Луну в телескоп (оптическое разрешение в те времена было в 2 раза мощнее, чем у телескопа Груйтуйзена), увидел на поверхности Моря Кризисов гигантский мост около 19 км длиной. Его наблюдение подтвердили и другие астрономы, включая даже директора Лунного отдела BAA (British Astronomical Association) Уилкинса.
Обладая гораздо более мощным телескопом, чем О'Нил, Уилкинс разглядел не только просвет под мостом, через который проходили солнечные лучи, но и тень от этого циклопического сооружения на лунной поверхности.
На этот раз сенсация продержалась не больше года. В 1954-м тот же Уилкинс, использовав 60-дюймовый телескоп (в 15 раз сильнее прибора, которым пользовался О'Нил), убедился: «мост» представляет собой всего лишь часть кратера, кажущуюся аркой с просветом благодаря игре света и тени.