«Взгляд» разобрался, насколько выгоден «холодный» свет и куда, кроме ходовых огней, можно поставить светодиоды.
Добро от ГАИ
Год назад в Украине приняли новые правила, согласно которым водители даже днем должны ездить с включенным ближним светом. Силовая нагрузка на осветители возросла в разы, и лампочки нужно менять чаще. С этой точки зрения светодиоды выгодны: срок их службы в несколько раз выше, чем у обычных спиральных лампочек. При этом потребление энергии максимально низкое. Аргументов оказалось достаточно для одного крупного немецкого автоконцерна: они отказались от использования любых ламп внутри салона, полностью заменив их на LED-свет. А в моделях бизнес-класса начали использовать светодиодные матрицы даже для главных фар.
В Украине правила такое использование допускают, и выписанным инспектором штрафом это не обернется. Дневные ходовые огни действительно намного лучше помогают увидеть машину, особенно при нынешней туманной и сырой погоде. Но вот с дальним светом проблемы: полноценной замены галогенам, а уж тем более ксенону, пока не существует. Малая длина световой волны, исходящей от LED-матрицы, и небольшой угол рассеивания их светового пучка (120 градусов) делают такое применение невозможным.
Мерцать не будут
По мнению автоэкспертов, замену можно начать со вспомогательных ламп – подсветки номеров, стоп-сигналов, повторителей поворотов, которых, между прочим, в современных авто аж шесть штук. Мерцать «повороты» не начнут: помимо чрезвычайно яркого свечения, у качественных светодиодных матриц есть встроенный стабилизатор тока – на случай если вдруг изменится напряжение в сети машины.
Очевидным минусом качественных светодиодов будет высокая стоимость. Дешевые матрицы, продающиеся в автомагазинах, не лучший вариант: ставить в авто фабричные китайские LED-панели опытные электрики не рекомендуют из-за недолговечности и низкого качества сборки. А матрицы, собранные в ЕС, США или Японии, стоят от 400-500 грн за пару.
Температурный режим
У LED-фар есть и подводные камни. Это сложность конструкции и экстремальные температуры: элементы ламп очень нагреваются.
«Этой зимой обнаружил трещины на стеклах обоих противотуманных фар. Понятия не имел, откуда они появились: камни не попадали, на стоянке вроде тоже не разбивали, – поделился со «Взглядом» Игорь, владелец внедорожника. – Проблема оказалась в небольших размерах корпуса противотуманок. Лампа сильно греется, а ее стекло невозможно сделать из пластика – расплавится. Но при попадании холодной воды стекло трескается».
Еще один минус – свет белый, но чересчур блеклый. Некоторые автовладельцы жалуются на низкую видимость.
Плюсы...
- Хорошая светоотдача (1800 Lm против 1100 Lm у галогенных)
- Температура света 6000 K (чистый белый)
- Не слепит встречные авто
- Низкое энергопотребление
- Высокая виброустойчивость и защищенность от влаги
- Разгораются моментально и в полную силу
... и минусы
- Система потенциально ненадежна
- Фары сильно греются (до 120 С), нужно устанавливать вентиляторы
- Возможна ухудшенная видимость
- Высокая стоимость: если перегорает один диод, приходится покупать всю ленту
Цена вопроса
Дневные ходовые огни: 200 грн (Китай),
2400 грн (ЕС)
Вспомогательные
лампы: 70 грн (Китай),
500 грн (ЕС)
Декоративная подсветка (большинство СТО используют самые недорогие матрицы): салона от 150 грн, колес от 60 грн/шт
днища от 100 грн, радиатора от 200 грн, элементов кузова (шильдик, дверные ручки и т.д.)
от 50 грн