03:10

пятница,
22 ноября

Обучение в будущем: виртуальные лекции и компьютерные игры

01.05.2014 / 08:04
Обучение в будущем: виртуальные лекции и компьютерные игры
Современные учебные заведения в наши дни по сути такие же, как и сто-двести лет тому назад, в то время как окружающий мир и сам человек изменились до неузнаваемости. Поэтому ведущие мировые эксперты все чаще говорят о системном кризисе как среднего, так и высшего образования.

И те страны, которые первыми начнут предпринимать попытки решения этой проблемы, без сомнений, окажутся самыми успешными и процветающими. «Взгляд» решил узнать, каким же будет образование будущего.

Учитель станет звездой

Не нравится преподаватель? У него очень скучные и непонятные лекции. На его парах студенты мысленно задаются вопросом: что я здесь делаю, и когда все это закончится? Возможно, уже через 5-10 лет студенты избавятся от необходимости посещать теоретические курсы, так как в ближайшем будущем большинство университетов мира перейдут на форму дистанционного обучения. Лекции лучших преподавателей будут доступны на интернет-платформах, и их можно прослушать в любое удобное время. Причем выбрать можно именно тот теоретический курс, который более необходим. Таким образом, даже молодой человек, который живет в каком-нибудь провинциальном украинском городке, может слушать лекции  именитого профессора Стэнфордского или Гарвардского университета. Лучшие преподаватели поделятся своими знаниями со всеми, кто этого захочет и при этом абсолютно бесплатно.

Это не выдумки футурологов. Уже сегодня подобные образовательные эксперименты активно внедряются во многих прогрессивных странах. Например, преподаватель Стэнфордского университета Себастьян Трун в 2011 году разработал  и выложил в интернет курс по искусственному интеллекту. Уже через год его слушателями стали более 150 тысяч студентов во всем мире. Правда, аудитория университета заметно опустела, поскольку студентам намного удобнее посещать виртуальные лекции. Педагог возвращаться в аудиторию уже не собирается.

«Дистанционное образование расширяет возможности. Можно дать планшет ребенку в Африке и он пройдет курс обучения в Гарварде. Онлайн-лекции с педагогической точки зрения – лучшее, что я мог сделать. Я уже не хочу преподавать, как прежде. Условно, есть красная таблетка и синяя. Вы можете взять синюю таблетку и вернуться в аудиторию. Я выбираю красную, потому что я видел чудеса. Хочу покончить с идеей тратить один большой период времени на обучение», – подчеркнул профессор Себастьян Трун.

Есть звезды и среди преподавателей Южной Кореи. Здесь вообще существует культ образования, некоторые преподаватели пользуются большой популярностью у местной молодежи. На улице можно наблюдать, как молодые люди просят автографы у знаменитых преподавателей. Один из таких – учитель математики Ву Хен Чео. Он признан одним из лучших, а на его онлайн-уроки подписано более 60 тысяч человек.

Возникает закономерный вопрос: если обучение будет проводиться дистанционно, то для чего нужны будут ВУЗы? При таком положении дел университеты и институты максимально сосредоточатся на исследовательской работе и практическом обучении студентов. Естественно, в таких условиях много учебных заведений закроется, не выдержав конкуренции. Останутся лишь те, кто сможет предложить самый эффективный и оптимальный метод обучения.

Тотальная геймификация

Как вы думаете, что больше по душе современному подростку: просиживание за школьной партой или увлекательная компьютерная игра с отменной графикой? Ответ напрашивается сам собой. Дело в том, что ныне существующее образование лишено всяческих стимуляторов и представляет собой монотонный процесс уроков и чтения лекций. На фоне изобилия интернет-сервисов, игр и фильмов школьная жизнь кажется очень скучной, и учащийся то и дело отвлекается на более интересные и понятные ему вещи. Поэтому в будущем учебный материал предполагается подавать в форме компьютерных игр, в которых ученики и студенты одновременно будут усваивать информацию и демонстрировать свои знания и навыки.

Например, если предстоит сдать экзамен по экономике, то вместо традиционных билетов и тестирования, студенту предложат справиться с управлением виртуальной компании в эпоху экономической депрессии в США. Кризис перепроизводства с лихорадочными скачками спроса и предложения предстанет во всей красе со всеми вытекающими последствиями.

Один из вариантов интерактивной игры для юных биологов может быть представлен в форме путешествия «недрами» человеческого организма. И вдруг человека атаковал опасный вирус гриппа. Поставлена задача – в кратчайшие сроки избавиться от болезненных симптомов и устранить чужеземца. Учащийся должен грамотно провести мобилизацию иммунной системы для успешной борьбы с микробом, в противном случае виртуальному пациенту грозят большие неприятности со здоровьем.

Подобные обучающие игры будут максимально приближены к реальным условиям, что позволит будущему специалисту быстрее адаптироваться на работе, а не переучиваться заново, как это часто бывает сегодня. Между тем украинские специалисты не во всем согласны с западными коллегами.

«Дети сейчас много играют. Обучение – это тяжелая работа. Игры и работа, на мой взгляд, несовместимые понятия. Прежде образование  было традиционным, и ученики были на высоком уровне. Теперь, когда мы стали использовать западные методики и тесты, результаты обучения ухудшились. Потому что в тестах дети ставят галочки не задумываясь.  А нужно, чтобы мозг работал», – отмечает заместитель директора по учебной работе Киево-Могилянского коллегиума Светлана Нестерова.

Блокбастеры вместо учебников

Одна из проблем традиционных методик преподавания кроется и в сложности учебного материала. Ученики в школе и студенты высших учебных заведений часто не могут уловить суть услышанной или прочитанной информации. Науку предлагается излагать максимально доступным и популярным языком, например, в форме комиксов или рассказов. Еще в 30-е годы прошлого столетия американский физик украинского происхождения Джордж Гамов публиковал мини-сериалы о жизни некого мистера Томпкинса. В рассказах широко описывались и обсуждались различные физические явления, которые Гамов излагал на бытовом языке, понятном даже человеку без высшего образования. Его лекции по квантовой механике и ядерной физике напоминали остросюжетные романы, читая которые студент мог почерпнуть необходимую информацию о тех или иных физических явлениях.

Некоторые американские эксперты предлагают популяризировать науку посредством качественного кино. Нет, речь здесь не идет о документальных фильмах, которых предостаточно на специальных образовательных каналах. Намного интереснее будет выглядеть голливудский блокбастер с безупречной игрой актеров и ошеломляющими спецэффектами. Благодаря таким фильмам, как «Троя», «Гладиатор», «Александр», «300 спартанцев» подрастающее поколение немного ознакомилось с эпохой античности, а фильм «Храброе сердце» оказал сильное влияние на национальное самосознание шотландцев. Многих эта картина побудила к изучению собственной истории.

Мой сокурсник – робот

В настоящее время в Японии ученые разрабатывают умного робота, который смог бы успешно сдать вступительные экзамены в Токийский университет, считающийся самым сложным в стране.  Todai Robot уже сдал экзамен по математике, правильно ответив на 4 вопроса из 10. По расчетам ученых, уже в 2021 году такой робот сможет набрать необходимое количество баллов для поступления. Кто знает, возможно, скоро  помимо людей в университетах будут обучать и роботов.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
21 ноября
20 ноября