Но, несмотря на коммунистические догмы, о Боге не забывали ни рядовые граждане, ни первые лица государства.
Между догмой и верой
Рядовые верующие в 1940-1980-х годах в Украине в основном плохо знали религиозные догмы, для них более важную роль играли религиозные чувства. Яркие воспоминания, сильные переживания были связаны у верующего, как правило, с богослужением, молитвенными собраниями.
Вот характерные высказывания и мысли того времени, которые можно найти в архивах и письмах верующих: «На молитвенные собрания побуждает идти внутренний дух, тянет очень. Там чувствуешь радость», «Как воскресенье, так не сидится дома, просто тянет в молитвенный дом. Душа поет – ей благостно», «Был на молитвенных собраниях, пока слушаю – вроде все понимаю, а выйду – ничего не знаю, но на душе спокойно», «Я пойду в церковь, поговорю с Богом, и душа моя радуется». Домохозяйка Надежда говорила: «Я от молитвы... от самой религии чувствую радость в сердце». Колхозница Мария заявила: «Когда хожу в церковь, чувствую много радости». От верующих часто можно было услышать: «Если исповедь приносит утешение, успокаивает сердце, веселит душу, разве все это не говорит в пользу Бога?»
Обращаясь к Богу, верующие испытывали удовольствие, радость, душевный покой. Их вера опиралась прежде всего на чувства, а не на церковные догматы. И несмотря на силу антирелигиозной пропаганды, рядовые граждане не собирались изменять глубоким духовным традициям: в душе их вера в Бога была непоколебима.
Ликбезом по вере
Разрыв между вероучением и тем, как его воспринимали простые люди не был следствием антирелигиозной политики советской власти. Он существовал еще до того – в царской России.
Это объяснялось малой образованностью людей, а с другой стороны, хромала просветительская работа церковников, хотя до революции у них для этого были все возможности. А в годы советской власти ситуация изменилась не в пользу духовенства.
Это объяснялось малой образованностью людей, а с другой стороны, хромала просветительская работа церковников, хотя до революции у них для этого были все возможности. А в годы советской власти ситуация изменилась не в пользу духовенства. Коммунисты обеспечили бесплатное образование всем слоям населения, люди с радостью ухватились за эту возможность. Но новые знания подразумевали, что Бога нет, а отцы церкви столкнулись с запретом на миссионерскую работу. Религиозность советских граждан быстро пошла на убыль.
Возврат к Богу
Однако в годы войны, когда страна бросала все силы на борьбу с гитлеровцами, позиции духовенства немного укрепились: все больше людей, не в силах выносить кошмары войны, искали утешения в религии. Это было особенно заметно в сельской местности.
Исследоваатели религиозных организаций в июле 1945 года писали: «Много раз мы видели в церквях фигуры женщин, которые склонили свои колени, опустились на холодный каменный пол и с трепетной и страстной мольбой смотрели на пустые глаза икон. Плакали и молились с горячей верой, надеялись, что Бог – добрый и милосердный – сжалится и спасет их близких, которые проливали свою кровь в жестокой борьбе с опасным и страшным врагом».
Там же отмечалось, что родители приводили в храмы маленьких детей для выполнения религиозных обрядов, и, в первую очередь, – крещения. Обряд венчания, который до войны был редким явлением, снова распространился повсеместно.
Вера под копирку
Многие исследователи, которые изучали антицерковные настроения Компартии СССР, в своих трудах отмечали, что коммунистическая идеология во многом опиралась на фундаментальные основы мировых религий. И по сути, была новым религиозным учением, с той лишь разницей, что называлось это линией партии.
Исследователь-религиовед Георг Габриелян неоднократно указывал на схожесть коммунистической идеологии с принципами мировых религий. По его словам, коммунистам удалось создать мощную пропагандистскую машину, которая под стать средневековым миссионерам насаждала атеистические учения среди населения в буквальном смысле огнем и мечом. Которая не только не уступала другим мировым религиям, но и обладала всеми необходимыми их признаками.
Так, «Манифест» Маркса при желании можно считать Ветхим заветом, а многотомные труды Ленина – Новым, из которых складывается священное писание коммуниста. Вместо христианского креста советским гражданам, вырванным из религиозного мракобесия, предлагалось чтить красную звезду и серп с молотом.
Поклонялись же коммунисты Ленину, который, как и Христос в свое время, страдал за весь народ, едва не погиб от руки предателя. Даже больше – после смерти он все равно остался среди граждан, пусть и в Мавзолее, но каждый мог увидеть вождя народов воочию.
Но самое главное – коммунизм, как и большинство религий, главной своей целью ставил попадание в земной рай, где не нужно было ни за что платить. Оставалось только жить припеваючи.
Бог как человек
Наглядную картину представлений о Боге среди рядовых советских граждан дают социологические опросы, с помощью которых изучали религиозные настроения в СССР.
Сотрудники кафедры научного атеизма Киевского университета им. Шевченко в начале 1960-х годов провели исследование среди граждан. Тогда опросили 299 представителей различных конфессий (в том числе, 85 православных). Представления о Боге как о конкретной человекоподобной сущности были присущи 45 респондентам (в том числе, 22 православным), абстрактные – 113 (10 православным), не определены (смешанные) – 96 (36 православных), не ответили – 45 (17 православных).
Данные этого опроса свидетельствовали, что к человекоподобному образу Бога больше тяготели православные. Четко об этом заявили более четверти из них и еще более трети не определились с ответом. Протестанты же предпочли более абстрактные ответы.
Данные этого опроса свидетельствовали, что к человекоподобному образу Бога больше тяготели православные. Четко об этом заявили более четверти из них и еще более трети не определились с ответом. Протестанты же предпочли более абстрактные ответы.
Абстрактный протестантизм
Больше всего веру в Бога как в нечто абстрактное разделяли представители протестантских конфессий. Среди православных таких было значительно меньше. Это объяснялось глубоко укоренившимися традиционными представлениями.
Как отмечает исследователь Виктор Москалец, идея абстрактного Бога начала распространяться в России с середины XIX века, когда православная церковь пыталась бороться против философского свободомыслия. Однако такой образ не укоренился среди многих православных. Этому препятствовал устоявшийся человечный образ Иисуса Христа.
И только в ХХ веке среди рядовых православных верующих начинает резко расти доля лиц с абстрактными представлениями о Боге. Даже среди той части населения, которая отвергала религиозный культ и церковные догматы, было немало людей, которые признавали существование Бога.
Казнить нельзя помиловать: церковь и власть в 1940-1980-х годах
На протяжении всего времени существования советской власти отношения между церковью и государством складывались непросто. Несмотря на тот факт, что в стране в 1920-1930-х годах разрушили многие храмы, а священников расстреливали, Иосиф Сталин понял важность института церкви в 1943 году.
Тогда состоялась встреча Сталина с высшими иерархами православной церкви. На церковь прекратились гонения. Более того, Московская патриархия стала пользоваться поддержкой главы государтва.
В одной из телеграмм Сталин писал митрополиту Ленинградскому Алексию: «Прошу передать православному духовенству и верующим Ленинградской епархии, собравшим, кроме внесенных ранее, 3 682 143 рубля дополнительно на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
После смерти Сталина в 1953 году и утверждения на «красном престоле» Никиты Хрущева на церковь начались новые гонения. Хрущев был антиклерикалом: в коммунистическом обществе, которое Никита Сергеевич обещал построить к 1980 году, церкви места не было.
Лишь с приходом к власти в 1964 году Леонида Брежнева власть вновь обратила внимание на нужды церкви. Сам будучи атеистом, Брежнев руководствовался принципом: «Живи и давай жить другим». Он видел роль церкви в укреплении мира на планете, использовал иерархов как международных парламентеров.
Достаточно сказать, что тогдашний митрополит Киево-Галицкий, а ныне патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет получил от Брежнева орден Дружбы народов. Самого Брежнева после смерти отпевали. В литургии принимал участие и нынешний глава Украинской православной церкви митрополит Владимир.
С началом перестройки и демократизации общества церковь возвращает былые позиции: строятся храмы, на государственном уровне отмечают 1000-летие крещения Руси, восстанавливают в правах Украинскую греко-католическую церковь. И вместе с тем, словно грибы после дождя, начинают свою пропаганду секты, запрещенные во многих странах мира. Однако это уже другая история.
Как граждане СССР не забывали о вере
Да, о выпивке они не забывали , это точно!
А существующая власть что в РФ, что в Украине во во спонсирует развитие культовых сооружений- своего рода производственных мощностей по переработке человеческого сознания в угоду власть имущим, за счет самого же народа.
Средства на безплатное образование, медицину, жилье итд пустили на возрождение религии для нищенствующего населения
Да и если посмотреть не предвзято - чем больше фанатизма и поддержки религии государством, тем более нищая и отсталая страна!
Папа недавно продал один из своих Харлеев - видать , чем дряхлее дух, тем сильнее нравственность ( не в обиду)
Еще Омар Хаям говорил
Ошибки ямы на моем пути
Их Бог расставил. И велел идти.
И все предвидел.И меня оставил
И судит! Тот, кто не хотел спасти...