Развивая взаимовыгодное сотрудничество с ЕС, Правительство активизировало внедрение европейских стандартов учёта и экологической безопасности в автомобильном транспорте. Эксперты считают, что предпринятые меры выведут эту важную отрасль украинской экономики на более высокий качественный уровень и повысят ее конкурентоспособность.
С 1 января 2014 года вступило в силу взимание акцизного сбора на легковые автомобили (и другие транспортные средства для перевозки людей, кроме автобусов), переоборудованные из ввезенных в Украину неподакцизных грузовых автомобилей.
По подсчетам Миндоходов, сумма дополнительных поступлений в госбюджет от этого налога может составить около 300 млн грн. Ведь около трети ввозимых в Украину грузовых автомобилей после переоборудования регистрируются в органах ГАИ как подакцизные легковые авто. Причем данное нововведение, прежде всего, затронет бизнес "перегонщиков" и предприятия по переоборудованию, которых много на территории Западной Украине.
Чтобы обезопасить окружающую среду, по инициативе Кабинета Министров в Украине с 1 января 2014 года также запрещен ввоз, проведение первой регистрации ввезенных или изготовленных в стране транспортных средств, соответствующих экологическим нормам ниже Евро-4.
Такое решение было принято после консультаций с отечественными автопроизводителями, которые подтвердили готовность перейти на новые экостандарты. В то же время обязательное требование на соответствие стандарту Евро-4 не распространяется на транспортные средства, ввезенные или произведенные в стране до 1 января этого года.
Революционные преимущества
Эксперты обращают внимание, что очередное повышение экологических стандартов в нашей стране до уровня Евро-4 - это не просто формальность, а сотни и тысячи тонн вредных отходов, которые уже не будут попадать в атмосферу украинских городов и сел из выхлопных труб автомобилей. Постоянно увеличивающееся количество транспортных средств теперь не станет ухудшать экологическую обстановку. Кроме того, с отечественного рынка автоперевозок будут плавно вытесняться менее экологичные машины.
Последовательно отстаивая курс на повышение экологичности транспорта, экономические власти Украины делают большую услугу хозяйству страны. Ведь более экологичные моторы транспортных средств всегда и более экономичны в эксплуатации, обладают большим межремонтных ресурсом. Поэтому бесспорным является факт, что с наступлением нового года мы начинаем наблюдать технологическую революцию в автомобильном транспорте, которая выведет эту важную отрасль украинской экономики на более высокий качественный уровень, не уступающий лучшим мировым образцам.
Такой оптимизм подкрепляет также уверенность, что переход на экологические стандарты Евро-4 - это реальный, а не мнимый шаг по приближению Украины к Европейскому экономическому и технологическому пространству, который, безусловно, должен получить высокую оценку в политических кругах ЕС, так как Брюссель постоянно декларирует поддержку технологического развития стран-соседей. Поэтому в результате внедрения стандарта Евро-4 будет улучшен также международный имидж нашей страны, ее политические позиции и инвестиционная привлекательность.
Тенденции определяют условия
К таким революционным изменениям в автомобильной отрасли Правительство готовилось планомерно, учитывая рыночные тенденции. По данным профильных организаций, в Украине парк грузовиков все время пополняется за счет высокотехнологичных автомобилей. Так, грузовые автомобили украинского производства ввиду невысокого уровня качества и технологичности проигрывают импортным аналогам, популярность которых среди потребителей постоянно растет. И если в 2008 г. доля рынка грузовиков иностранного производства составляла 87,7% в натуральном выражении, то по итогам 2012 г. – уже 98,9%. Таким образом, количество автомобилей, отвечающих самым строгим экологическим требованиям в Украине постоянно увеличивается. И подобная тенденция сохранится в перспективе.
Учитывая это обстоятельство, Правительство запретило с 1 января 2014 г. ввоз в Украину транспортных средств, не соответствующих стандарту Евро-3. Одновременно, начал действовать в стране экологический стандарта Евро-4. С 2016 г. в Украине вступит в силу стандарт Евро-5, а с 2018 г. в нашу страну можно будет ввозить только автомобили, отвечающие наивысшему экологическому требованию Евро-6.
Вызовы и перспективы международных рынков
Новые требования к импорту транспортных средств, которые планомерно вступают в действие в нашей стране, позволят гармонизировать национальные экологические стандарты с европейскими. Это подтверждает неизменность планов Правительства по углублению сотрудничества с ЕС и развитию экономической евроинтеграции, которая позволит завоевать новые рынки сбыта украинским производителям на выгодных для них условиях.
Важно, что отечественная автомобильная отрасль получит новый стимул для развития и будет соответствовать стандартам экологическим качества, которые внедряются не только в ЕС, но и во всех промышленно развитых странах мира уже более десяти лет.
В 1990-х годах наметился значительный рывок в области производства автомобильного транспорта во всем мире. Это неизбежно привело к катастрофическому загрязнению окружающей среды, за счет выделяемых выбросов из выхлопных газов автомобилей. Первыми к решению этой проблемы приступили экологи европейских стран, которые отметили угрожающее изменение экологической ситуации в худшую сторону.
В тот же период Организация объединенных наций (ООН) создала специальную комиссию, в компетенцию которой входило проведение объективной оценки воздействия благ современной цивилизации на окружающую среду обитания человека и предполагаемое дальнейшее развитие ситуации. По результатам проверок ученые выяснили, что концентрация вредных и токсичных веществ (таких как углеводороды, углекислый газ, оксиды азота), а также содержание в атмосфере тяжелых металлов и канцерогенных веществ увеличивается в геометрической прогрессии. И в дальнейшем это может привести к плачевным последствиям. Поэтому в 1992 году в странах Европы был разработан и введен в действие экологический стандарт Евро, который регламентировал экологические нормы для бензиновых двигателей в странах ЕС, Японии и США с 1992 по 1995 г.г. Этим стандартом были введены ограничения по содержанию в выхлопных газах оксида углерода, оксидов азота и углеводородов.
Следующим шагом борьбы за экологическую чистоту в США, Японии и странах Евросоюза стало введение в 1995 г. более жесткого экологического стандарта Евро-2, который распространял свое действие не только на бензиновые, но и на дизельные типы двигателей. А в 1999 г. вступил в действие новый стандарт Евро-3, который ужесточил меры по выделению токсичных веществ в атмосферу на 30-40%, по сравнению с предыдущим стандартом безопасности.
В декабре 2008 г. Европейский парламент принял новое постановление об объемах выбросов выхлопных газов тяжелыми коммерческими транспортными средствами, а в январе 2012 г. были утверждены последние детали нормативов Евро-6, который гармонизирует экологические стандарты Европы, Северной Америки и Японии и облегчает согласованную разработку будущих единых норм.
Теперь на путь повышения экологической безопасности в области эксплуатации и производства автомобильного транспорта активно стала Украина, экономика которой уверенно интегрируется с международными рынками, а значит, должна отвечать их требованиям, чтобы успешно конкурировать с другими странами.
Динамика парка грузовых автотранспортных средств в Украине в 2003-2011 гг. в натуральном выражении, тыс. шт. Источник: по данным Госкомстата Украины