В первых числах декабря 1946 года на Московском заводе малолитражек собрали первый «Москвич-400». Тем самым в Союзе положили начало по-настоящему гражданскому автопрому. «Взгляд» уже писал о том, какие западные модели машин наши дизайнеры ставили «на службу» советским водителям (см. номер от 4 ноября). В этот раз мы узнали, какие машины, разработанные советскими и российскими инженерами, так и не попали на конвейер, оставшись проектами или концепт-карами.
«Комбат»
Еще одно нереализованное творение автопрома – классический внедорожник «Комбат». Он должен был стать «наследником» легендарного ГАЗ-69: отсюда такой «ретро-стиль». Под капот «Комбата» собирались поставить турбодизельный 2-литровый мотор мощностью 110 л.с. – для хорошего кроссовера маловато, да и максимальная скорость 130 км/ч оставляла желать лучшего.
Однако в 2000 году президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин на встрече с журналистами признался, что производство «Комбата» слишком дорого для Горьковского автозавода. И вложение в проект таких средств наверняка погубит компанию.
«ГАЗ-3111»
В разработку автомобиля была вложена громадная, как для 1990-х годов, сумма, что не могло не отразиться на цене машины. Комплектация удовлетворила бы даже самых требовательных покупателей: оцинкованный кузов, АБС, кондиционер, стеклоподъемники, климат-контроль, иммобилайзер, гидроусилитель, бортовой компьютер, датчики уровней на все жидкости, датчики незакрытых дверей – полный перечень занял бы еще две страницы текста. Для ГАЗа тех времен – однозначный прорыв.
Неудивительно, что цена его к моменту начала производства в 1999 году подскочила до 160 тыс. грн. Покупали машину только самые отчаянные поклонники марки. В итоге к 2004 году производство пришлось остановить.
«Мишка»
В 1997 году компания «Автосельхозмаш-холдинг» представила проект трехдверного хэтчбека под незатейливым названием «Мишка». Он был примечателен своей ценой (от 50 тыс. грн), а также широкой географией производства: собирать авто планировалось в Беларуси (БелАЗ) и даже в США – под маркой «Michael».
В основе конструкции «Мишки» – стальной каркас, на который планировали навешивать полимерные кузовные панели. Мотор объемом 1,2-1,3 л хотели заказывать в Украине – на Мелитопольском моторном заводе: он отвечал бы нормам ЕВРО-3 и был бы весьма экономичным: 5,8 л на 100 км.
Планировалось также производство универсалов, пикапов и фургонов. Воплотить задумку помешало отсутствие финансирования.
«Атаман»
Проект «ГАЗ-2308 Атаман» был представлен в 1996 году. Грузовичок для нужд зарождающегося сельского «среднего класса» построили на базе классической «Волги» и грузовичка ГАЗ-3307. Авто должно было составить конкуренцию «Ниве».
Грузовичок построили на сварной лонжеронной раме, с полным приводом на все колеса и раздаточной коробкой с понижающей передачей. Вес машины – от 800 кг до 1 тонны.
В 2000 году ОАО «ГАЗ» приобрела компания «Базовый элемент» олигарха Олега Дерипаски. На ГАЗе началась крупная реорганизация – и некоторые перспективные направления, в том числе «Атаман», пришлось свернуть.
«ВАЗ-Classic»
Замену для классических моделей – «пятерки» и «семерки» – ВАЗ разработал в 2002 году. По задумке, ВАЗ-2151 должен был стать экономным семейным автомобилем. Комфорт в сравнении с прежними моделями был очевиден, картину дополнял задний привод, гидроусилитель руля, подушка безопасности и невиданный для жигулевской «классики» скоростной рубеж – 165 км/ч. А за экономность машину даже успели прозвать «еврокопейкой».
Интерес к модели был утрачен из-за возросшей цены: дополнительное оборудование подняло минимальную стоимость до 100 тыс. грн (в нынешних ценах), и модель признали нерентабельной в производстве.