Автомобили, производимые «при Советах», считались хорошими только в самом Союзе. Попадая за рубеж, они становились объектом анекдотов. В Германии над несчастными, рискнувшими купить экспортные «Жигули», подтрунивали: «опять, мол, Ладу чинишь?», британцы открыто сравнивали «деревянные» Москвичи да Победы с танками. «Те же Студебеккеры с броней в полпальца. Не факт, что дойдут до Берлина», - иронично отмечал BBC в 70-х.
В том, что советские авто скопировали с западных аналогов, британцы были правы. Советы смогли не только вчистую «слизать» дизайн, но и… ухудшить образцы мирового автопрома. «Взгляд» разобрался, какие советские машины были скопированы, и что за модели выступили «прототипом».
«Ненатуральный» Opel
«Москвич-400-420» появился в 1946 году, на заре «гражданского» автопрома в СССР. Страна-победитель не стеснялась своего желания ездить на немецких машинах, а поскольку добыть «официальные» чертежи получалось далеко не всегда, размеры снимали с автомобилей в натуральную величину. Именно так, по словам известного советского автоисторика Льва Шугурова, произошло с немецким Opel Kadett образца 30-х годов: его взяли за основу «Москвича», не потрудившись хоть чуть-чуть переработать внешний вид.
Еще один пример «клонирования» - создание «Москвича»-1241. По всей видимости, советские конструкторы переделали на свой лад американский Chrysler 1501: те же технические характеристики и внешность. После появления на рынке автомобилей «ВАЗ», «Москвич» стал восприниматься в роли менее комфортабельного, но более крепкого и проходимого автомобиля, хорошо подходящего для поездок на природу или на дачу с поклажей.
Ракетно-космические мотивы
Первая «Волга» ГАЗ-21 сошла с конвейера в 1956 году. Ее дизайн разработал художник-конструктор Лев Еремеев, опираясь на тенденции мировой автомобильной моды. А вдохновение художник черпал американских «Фордов» и «Меркюри» 1952-1954 гг. Обратите внимание: те же ракетно-космические мотивы, что и у западных авто того времени, те же плавные обводы. Особое сходство – с американцем «Ford Customline» 1952 года.
Вместе с тем, многие черты дизайна «Волги» восходят к советскому «ЗИМ» ГАЗ-12, который также создавался под влиянием американского «стайлинга».
А вот 24-ю «Волгу», которую выпускали на Горьковском автозаводе с 1970 по 92 годы, вполне могли скопировать с «Ford Falcon» 1966-го. Поначалу руководство страны не планировало продавать автомобиль широким массам. Главное назначение – государственный автопарк и многочисленные таксопарки.
«Фиат Фольксвагенович»
Бум микролитражек, охвативший Европу в начале 50-х, пришел в «развитый социализм» с запозданием. Совмин издал распоряжение разработать компактное авто для широких масс лишь в 1958 году. За основу советские инженеры решили взять итальянский «хит продаж» – «Fiat 600». Внешний облик «горбатого» ЗАЗ-965 получился практически идентичным его итальянскому прототипу. А вот двигатель для «Запорожца» пришлось позаимствовать у другого европейца, немецкого «Volkswagen Käfer». Инженеры в шутку прозвали творение «Фиатом Фольксвагеновичем».
Еще один повод для шуток - цена автоновинки в 18 тысяч дореформенных рублей. Ровно столько же стоили 1000 бутылок водки.
Ровно через семь лет на свет появилась новая модель запорожского автозавода – 966. Новый «Запорожец» стал крупнее, мощнее и комфортнее. Разрабатывая дизайн для следующего поколения, советские инженеры снова решили не ломать себе голову и творчески осмыслили внешность у немецкого «NSU Prinz 4».
«Копировальный центр» в Китае
Сегодня самые активные плагиаторы планеты - китайцы. "Умельцы" из Поднебесной копируют как сравнительно недорогие "массовые" авто, так и VIP-автомобили. На днях китайская компания BYD представила новый кроссовер S7, который внешне является практически полной копией одной из моделей Lexus.
А летом компания Shaanxi представила пикап Victory S102, который как две капли воды похож на Cadillac Escalade EXT. Под "копирку" китайцев попадали Infiniti, Bentley, Rolls-Royce. Не "клонируют" только российский автопром. Брезгуют?