Жители многоэтажки рядом с метро «Оболонь» в Киеве давно привыкли к цирку на 9-м этаже. Нет, это не метафора: белые королевские пудели каждый день гуляют в сквере и выполняют цирковые трюки на радость местной детворе. В прошлом акробатка и директор цирка-шапито Валентина Руденко держит в обычной трехкомнатной квартире своих коллег по арене: собак, крокодилов, питонов и попугаев.
В 15 лет сбежала в цирк
Валентина росла в многодетной крестьянской семье в Черкасской области и мечтала стать артисткой. После 8-го класса поехала в райцентр Звенигородка – учиться на швею.
– Однажды туда приехал цирк, и я показала гимнастам, как умею выгибаться. Меня пригласили в Киев. Родители тогда уехали к родственникам, а я побежала занимать у соседки 37 рублей. Объяснила, что без этих денег никогда не стану артисткой. И бабушка Федоська одолжила.
В цирке способности Валентины Руденко оценили по достоинству, и с тех пор ее жизнь неразрывно связана с ареной. Артистка была замужем за директором цирка, а сын еще подростком поставил авторский номер с медведями.
– Это каторжный труд, нервы и репетиции по восемь часов. У меня два акробатических стажа, давно могла на пенсию выйти. Но работаю с молодыми артистами, и молодость как будто продлевается.
Ее цирк-шапито «Арт-флай» летом работает в разных районах Киева. За 7 месяцев дает около 70 представлений, в том числе благотворительных. Выступала и за границей: в Австралии афиши ее выступлений висели год. Газеты писали о ней как о сенсации: в 48 лет акробатка выглядела и выступала ошеломительно. Тогда Валентину Руденко поселили в двухкомнатной квартире и выделили автомобиль. Приглашали остаться жить и работать, но женщина отказалась: говорит, не смогла бы в чужой стороне.
Звери не отпускают из дому
В 2000 году знакомый циркач предложил купить несколько дрессированных собак с реквизитом за $200. И Валентина Руденко решила ставить номер с животными.
– Я же не знала, что купила себе головную боль. Когда связываешься с животными, нет ни отпуска, ни выходных, – говорит циркачка. – То кашу сварить, то выгулять. Не могу надолго выйти – тоскуют. Как-то поздно вечером нужно было отнести бутерброды ребятам в цирк. Собаки начали выть, к ним подключились попугаи – и пошла жара. Ох и наслушалась тогда от соседей!
В 61 год Валентина Руденко продолжает выступать со своими любимцами. Выйти на пенсию для нее – значит бросить питомцев на произвол судьбы.
– Когда на репетиции пропал свет, пудель Тристан прижался, чтобы я не боялась. А другой, Оскар, которому мазала раздраженную кожу кремом, в знак благодарности принес розу из вазы.
Тренирует их не на колбаску, а на похвалу: «Ты лучший, ты молодец». Из-за этого даже случаются курьезы: пудели отказываются прыгать в кольцо, если публика не поддерживает овациями.
– У меня есть номер с попугаями: висят на когте, ходят по веревочке, целуют меня. Ара Руслан – молодой, только учится. А Рома уже готовый артист, но сквернословит. Услышит один раз за кулисами крепкое выражение – и уже запомнил.
В зависимости от сезона в квартире Руденко живет от 10 до 15 животных. Два питона и пара крокодилов обитают в террариумах и регулярно купаются в обыкновенной ванне. Иногда выползают погулять по квартире и пугают гостей. Обезьяна и дикобразы обитают то дома, то на базе цирка за городом. Сейчас там и медведи, которые выступать больше не будут. Летом зоозащитники обвинили Руденко и ее сына в жестоком обращении с животными: медведи содержались в тесных клетках и не могли встать в полный рост. Валентина уверяет, что медведи долго жили у нее дома и ни в чем не нуждались. Но теперь ищет для них новых хозяев.