Математики ПриватБанка подсчитали, что в зависимости от дня недели украинцы покупают совсем разные товары. В понедельник, вторник и среду растут продажи у аптек и книжных магазинов. Номера гостиниц чаще всего бронируются на четверг. Пик продаж в супермаркетах приходится на пятницу, тогда же автомобилисты предпочитают заезжать на заправки. Посиделки в кафе и ресторанах, траты на табак и алкоголь также приходятся на конец недели. А в выходные мы ходим в кинотеатры и развлекательные центры.
«Взгляд» спросил у экспертов, почему у нас такая разная структура потребления. Выяснилось, что ничего необычного в этом нет:
«Продуктами мы запасаемся в пятницу, накануне выходных, так как в эти дни больше едим: у нас попросту больше времени на обеды. Лекарства продаются в начале недели, поскольку болезни обостряются от нервов на работе. А книги читают по дороге – в выходные на них времени нет, – пояснил нам психолог Юрий Калашников. – Что до гостиниц, их заказывают либо те, кто часто ездит в командировки – а это чаще всего середина недели, либо те, кто изменяет супругам».
«Трюки» рекламистов
Маркетологи и рекламисты давно разработали разнообразные «трюки», которые основываются на такой схеме потребления.
«Специалисты по рынкам исследуют динамику спроса и исходят из этого при продаже того или иного продукта. Они тщательно изучают, какой товар в какой день недели потребители склонны приобретать. Для этого в каждой компании есть специальный департамент, который все это просчитывает», – сказал «Взгляду» Максим Дубчак из Школы практического маркетинга.
Интересно и то, что люди лучше воспринимают рекламу именно по будням, чтобы в выходные с головой окунуться в мир шопинга. «Ради развлечения ролики просматривают прямо на рабочем месте. Ищут в надоедливых рекламных клипах забавные моменты, – пояснил нам рекламный продюсер Арнольд Кременчуцкий. – А рекламу о фильмах, ресторанах воспринимают лучше к концу недели».
Как отметил руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский, потребителям намного удобнее потратить время для покупок и развлечений в выходные, чем в будни. В субботу и воскресенье количество посетителей на 20-30% больше, чем в остальные дни. В современных торговых центрах этот разрыв заметно ниже, поскольку они выполняют роль не только места покупок и развлечений, но и общественного центра.
Юрий Калашников, психолог
«Все, что происходит с человеком, закономерно. Неудивительно, что и товары мы покупаем, исходя из общей для всех логики. Это выражается не только в действии, но и в планировании покупок и напрямую связано с психологическим состоянием конкретного человека и нации в целом».
Евгений Комаровский, врач, телеведущий
«На выходных больше пьют и едят. Последствия — увеличение продаж у аптек. Кроме того, многие не хотят тратить выходные на лечение. Есть и ментальная особенность начинать все дела в понедельник. Ну и человеческая лень: «Сейчас никуда не пойду. Буду возвращаться с работы — зайду в аптеку».