Чем больше город растет ввысь, тем более востребованы профессионалы-высотники. Помыть снаружи стеклянный фасад, покрасить стену или смонтировать освещение – всеми этими увлекательными и опасными делами занимаются промышленные альпинисты. «Взгляд» разузнал тонкости их профессии и выяснил, сколько платят за головокружительную работу.
Главный враг — ветер
Для промышленного альпиниста Дениса Шимко ежедневные порции адреналина — привычка и обыденность. Уже 7 месяцев верхолаз оснащает 35-этажное здание бизнес-центра «Гулливер» особыми светодиодными лампами – с их помощью создаются световые картины в виде радуги или «кислотного дождя». Высота, на которую приходится подниматься Денису, – 141 метр.
Еще одна сложность – график работы. Днем высотники отсыпаются, а работают с 10 часов вечера до 6 утра. «Это чтобы свести к минимуму риск падения инструментов на людей и машины. Днем бульвар Леси Украинки очень оживленный», – говорит специалист.
С другой стороны, летом по ночам не так жарко. «Когда днем температура достигает 37 градусов, находиться на высоте и при этом осмысленно что-то делать очень тяжело», – поясняет Денис.
Главный враг промальпинистов – ветер. По технике безопасности допустимая скорость ветра на высоте – до 10 м/с. На «Гулливере» по договору разрешается «висеть» при ветре до 7 м/с.
Альпинизму Денис нигде не учился – на его счету лишь любительские походы в горы. По его словам, спортивных альпинистов среди высотников немного. Большинство – просто люди с неплохой спортподготовкой и железными нервами. «Сложно, когда ноги пережимает от подвесной системы, суставы постоянно на ветру, их продувает сквозняком, иногда случаются растяжения. Для этой работы нужны некая отрешенность и моральная устойчивость», – поделился Денис.
Зарабатывают промальпинисты-монтажники по-разному. В серьезных компаниях пытаются организовать работу так, чтобы меньше 500 грн за день высотник не получал. Ну а в месяц выходит около 10–12 тысяч грн.
Денис работает на 140-метровой высоте
Страх бывает полезным
Телевышку в районе Дорогожичей красят снизу доверху раз в 5 лет. А чтобы промышленные альпинисты не облучались, работы кипят ночью, когда оборудование отключено. Высотник Артем Лученко с напарниками, вооружившись краской, инструментами и снаряжением, в полвторого ночи поднимается в тесном лифте на высоту 250 метров. Время покраски ограничено пятью часами утра, чтобы успеть до начала трансляции.
«Сначала нужно оперативно опустить веревки и подготовить оборудование. Ниже 200 метров работать безопаснее, там излучение слабое. Выходить на конструкцию нужно аккуратно, чтобы на тебя не упали „тарелки“. А вообще у нас с этим строго, выше дозволенного не лезем. Мы еще молодые, здоровье нужно беречь», – рассказал Артем.
Более опасная работа у бригад, работающих на высоте 380 метров. Им приходится спускаться на веревках, прокрашивая телевышку сверху вниз. Это при том, что от сильного ветра шпиль отклоняется на три метра от своей оси. Страховки продуманы так, что сорваться невозможно, но у страха, как известно, глаза велики. «Когда висишь над городом на высоте в 200 метров, часто мысли посещают: а вдруг веревочка перетрется, и я сорвусь. Но страх нужен: если ничего не будешь бояться, можно расслабиться и потерять контроль», – говорит Артем.
На высоте время летит незаметно: бывает, только вошел в раж, а уже светает. «Красим красной, белой и серой красками. Некомфортно, что краска летит в лицо. Трубы большие – бывает, не дотягиваешься, и краску со шланга просто уносит в сторону. Вот когда безветренная погода – работать одно удовольствие», – говорит Артем.
Заработок маляров-высотников не всегда стабильный и зависит от объема работы. «Мы взяли объем в 400 тонн, за одну тонну платят 250 грн. Выходит 100 тысяч гривен на троих. Если бы дожди не мешали, то давно бы закончили уже», – рассказывает высотник.
Шпиль телевышки, которую красит Артем, может отклоняться от оси на три метра под влиянием ветра
Прекрасные дамы — тоже на высоте
Девушки-высотницы – большая редкость, но для Анны Присяжнюк это не только работа, но и увлечение. «Сначала это было хобби, я занималась спелеологией – исследовала пещеры – а потом оно переросло в работу. Навыки обращения с веревкой компенсируют недостаток физической силы. Поэтому это не только мужская работа», – рассказала «Взгляду» Анна.
Уже 6 лет девушка моет стекла новостроек на высоте и красит стратегические объекты. «Я работаю вместе с напарницей, и когда мы приезжаем, все в шоке. Сложности возникают, когда на высоте ты не можешь достать до нижнего окна и качаешься на веревке. Но для этого есть специальные присоски».
Стеклянный потолок Хозяйственного суда Украины высотница мыла ночью, чтобы в дневное время людям на головы не капала вода. А вот косметический ремонт колокольни Киево-Печерской лавры делали днем, чтобы следить за всеми тонкостями покраски.
5 лет назад Анне досталась сложная задача: покрасить тросы Южного моста – ванты. «Делаются два схватывающих узла на вантах, с помощью которых поднимаются вверх. Мы использовали краску для реактивных самолетов. Она очень ядреная: если попадет на кожу, ничем не отмыть. Приходилось закрывать все участки тела», – вспоминает девушка.
По ее словам, жертвами высоты часто становятся новички, не знающие технику и стремящиеся заработать побольше. «В прошлом году парень сорвался с 20-го этажа, забыл пристегнуться. Бывает, что на высоту лезут неподготовленные люди, чтобы, как они надеются, заработать миллионы», – говорит Анна. По словам высотницы, ей при постоянной работе на нескольких объектах удается заработать 2–3 тысячи долларов в месяц.
Анна — одна из немногих девушек-высотниц
Работа высотника только для здоровых
Официально на сегодняшний день у промышленных альпинистов Украины не было зарегистрировано ни одного профессионально заболевания, рассказала «Взгляду» доктор медицинских наук, зав. отделения профпатологии Института медицины труда Анжела Басанец. Однако фактически высотники подвержены многим недугам: начиная от простуды в холодное время года и заканчивая варикозным расширением вен. По словам специалиста, немалую роль играет и постоянный стресс, вызванный опасностью падения с высоты, который может вызвать различные расстройства нервной системы.
Работать в таких условиях могут только полностью здоровые люди с хорошим зрением и вестибулярным аппаратом. Противопоказаниями для этой профессии являются эпилепсия, алкоголизм, кожные болезни, заболевания кровеносной системы, суставов и позвоночника.
Все высотники должны обследоваться на профпригодность у терапевта, отоларинголога, офтальмолога и невропатолога. Однако в украинских реалиях состояние здоровья промышленных альпинистов зависит только от их собственной сознательности.